|
Детская ложьВ работе детского психоаналитика часто приходится работать с ложью ребёнка, определять в каких случаях он фантазирует, придумывает, а в каких - именно врёт. До наступления такого момента, когда от ребёнка начинают требовать правды, он проходит несколько стадий развития, на которых никто не требует от него правдивости. Одна из причин склонности ко лжи у ребенка заключается в том, что он стремится избегать неприятных впечатлений, стремится к приятным. В своих суждениях ребенок преуменьшает неприятные события и впечатления от них, игнорирует их или же отрицает. Таким образом становится так, что принятие желаемого за действительное и доминирование принципа удовольствия со временем настраивают ребенка против правды. В детском психоанализе важно научиться решать, с какого момента применять в своих диагнозах термин "ложь". Такое заключение должно основываться на четких представлениях о временных рамках в развитии ребенка, наличии у него способности отличать внешний мир от внутреннего, проверять истинность суждений. Для развития таких когнитивных способностей одним детям требуется больше времени, чем обычно, другим меньше. Однако если даже у ребёнка более-менее сформировались критические способности, тем не менее он может вернуться на более ранние ступени после столкновения в жизни с чрезмерной фрустрацией и разочарованиями. Дети второго типа в детском психоанализе называются "выдумщики" (истерическая фантазия). Они справляются с невыносимой реальностью, регрессируя к детской форме мышления, принимая желаемое за действительное. Дети третьего типа используют ложь в основном для достижения прагматических целей, которые не избегают правды, не искажают её, а "просто врут" ради обретения материальных благ, изменения отношения к себе, избегания порицания или наказания, получения похвалы. В детском психоанализе термин "ложь" обычно оставляют именно для такого рода лжи, которую ещё иногда называют "делинквентная ложь". В реальной практике данные три вида лжи (невинная ложь, ложь-фантазия, делинквентная ложь) могут сочетаться между собой. Важная задача детского психоаналитика - распутать это "клубок лжи" ради обретения четкого представления о вкладе каждого фактора в конечный симптоматический результат. Литература Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2. М., 1999. Просмотров: 1731 Категория: Хрестоматия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|