|
Суперэго в подростковом возрасте
Согласно психоаналитической теории (Эриксон и др.), функционирование Суперэго в подростковом периоде играет решающую роль. В том числе определяется - реализует ли человек свой потенциал или нет. Происходят большие перемены в отношении Суперэго к идеалам, объектам и влечениям, и характер этих перемен может наложить отпечаток на формирующуюся личность на долгие годы.
У большинства подростков активизируется потребность в самостоятельности, эмансипации от родителей. Это подразумевает существенное увеличение ответственности за себя и свои поступки. Это подразумевает, что его Суперэго должно стать полностью интернализованным, что ведет к постепенному отказу от руководящей роли родителей. Как заметил Фрейд: "Одно из наиболее значительных, но одновременно и наиболее болезненных достижений подросткового периода - это обретение независимости от родительского авторитета, процесс, который сам по себе создает противостояние... между новым поколением и старым". Работа Суперэго во многом перестраивается под влиянием Эго. Если раньше в Суперэго преобладали бесспорные установки, перенятые от других людей, то теперь восприятие мира становится более точным, а действия - прагматичными. Бесспорные установки постепенно вытесняются произвольными идеями, идущими из Эго (разума). Процесс отказа от детских, сдерживающих ценностей может зайти так далеко, что подросток начинает склоняться к асоциальному и антисоциальному поведению. Якобсон (1961) сделал наблюдение, согласно которому определенное и окончательное преодоление практической и психологической зависимости от родителей и их установок часто сопровождается сильным чувством вины, которому нет аналогов в детстве. Левальд (в свойственной психоаналитикам манере) указывает, что это связано с тем, что разрушение родительского авторитета и увеличение собственной значимости сродни виртуальному убийству родителей: разрушается не только их власть, но и они сами, как либидные объекты. На самом деле это сильное чувство вины обычно является своеобразной "болезнью роста" - внутренним конфликтом: подросток пересматривает свою систему ценностей, отказывается своим разумом от некоторых положений и идеалов, но Суперэго (система ценностей) продолжает ещё работать по-старому. Оно дает негативную оценку новому поведению. Суперэго, таким образом, выполняет роль своеобразного внутреннего стабилизатора поведения человека. Поэтому личность подростка не может измениться слишком быстро, и процесс взросления, обретения ответственности за собственную жизнь может растянуться на долгие годы. Источник таких изменений - как в самом подростке, так и во вне его. Суперэго перестраивается, так чтобы оно могло функционировать как прочная и устойчивая система сообразно реалиям взрослой жизни. Но эта перестройка в общем-то возможна лишь в ситуации, когда молодой человек погружен в эти реалии (ищет источник пропитания, место проживания, выбирает себе спутника жизни, самостоятельно выходит из конфликтных ситуаций и т.д.). В подростковом возрасте естественным образом усиливается интерес подростка к разным сторонам взрослой жизни. Если раньше ребенка интересовали лишь отдельные стороны взрослой жизни (как, например, солдаты воюют или как мамы ухаживают за маленькими детьми), то теперь подростка интересует вся взрослая жизнь целиком, то есть в системе. Усиливается интерес к "жизненным" книгам и фильмам, у многих просыпается интерес к "мудрости", заключенной в философских книгах и той же беллетристике. Далеко не всегда подросток получает адекватную пищу для ума. Часто Эго и Суперэго подростка оказываются "отравленными" разными глупостями, благоглупостями, наивными суждениями, плоскими афоризмами, навязчивыми идеями, недостижимыми идеалами и т.д. Дело усложняется еще тем, что в этом возрасте активно развиваются внутренние конфликты и механизмы психологической защиты, что еще более запутывает подростка в понимании им взрослой жизни. Поэтому на пути обретения самостоятельности подросток проходит промежуточный этап: сначала он отказывается от ценностной сферы, навязанной ему в детстве (в том числе родителями), их место занимают ценности и идеалы, почерпнутые из "культурной помойки", и только после этого уже Суперэго обретает индивидуальность, обретает связь с реальностью и Эго. Внутренние конфликты подростка часто проецируются на родителей, то есть подросток ощущает себя скорее в непрекращающемся противостоянии с родителями, чем осознает то, что у него имеется внутренний конфликт, который он должен сам разрешить. Противостояние с родителями усугубляется еще и тем, что они хотя и потеряли моральный авторитет, но продолжают оставаться сильными союзниками. Подросток вырабатывает для себя новые принципы, идеалы, он ожидает от родителей поддержания новых стандартов и обеспечения стабильности в целом. Родители далеко не всегда готовы пересмотреть систему своих ценностей, и при этом новые стандарты их ребенка так часто меняются, в них так много противоречий, которые они видят, а подросток не может или не хочет понять, что его душевные волнения родителями игнорируются или даже высмеиваются. В ряде случаев ослабление контроля со стороны родителей, особенно либидных и авторитетных, может вызвать у подростка чувство одиночества, несчастья и покинутости. Это чувство усиливается, если отношения подростка со сверстниками тоже оставляют желать лучшего. Для становления Суперэго подростка вообще очень важно окружение сверстников: как друзья, так и коллектив. Часто в друзьях и коллективе ищется замена родительской опеке. Это может проявляться, например, в трепетном отношении к лидеру коллектива. Жизнь в коллективе обычно способствует избавлению от внутренних конфликтов, связанных с борьбой Эго и Суперэго: подросток перестает страдать от чувства вины, вызванного неспособностью стойко придерживаться внутренних стандартов, как только его эмоциональные связи и руководство его поведением оказываются внутри коллектива. Существование в коллективе просто и понятно: в нем ты играешь определенную роль, а если оступился, то коллектив дружно (обычно) осудит, и тебе придется лишь смириться с этим. Проблемы теперь вертятся в основном вокруг межличностных отношений, и внутренние конфликты как бы материализуются во внешние. Ключевыми фигурами в коллективе обычно являются люди с истеричным (в разных формах) поведением. Они склонны в большей степени апеллировать к чувствам, эмоциям и инстинктам, а не к разуму. Этим достигается еще и то, что между собой примиряются не только Эго и Суперэго, но и Ид и Эго, Ид и Суперэго. Коллектив не только может способствовать латанию душевных ран, он еще предлагает альтернативные возможности для идентификации подростка, новые стандарты поведения, богатую эмоциональную подпитку разным начинаниям. Коллективы бывают разные, и их влияние на подростка тоже может быть очень различным. В целом, однако, включение подростка во все большее количество социальных связей способствует более быстрому взрослению, обретению самостоятельности - формированию взрослого Суперэго. Литература Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998.
Просмотров: 256 Категория: Статьи Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|