Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 1 >> ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Отрочество в психоаналитической теории Я возвращаюсь к исследованию подросткового возраста почти через двадцать лет.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Отрочество в психоаналитической теории Я возвращаюсь к исследованию подросткового возраста почти через двадцать лет. За этот период в аналитической работе многое изменилось, известные ранее данные были существенно дополнены. Однако несмотря на определенные достижения, положение дел в сфере психоаналитического изучения подросткового возраста остается далеко не блестящим, особенно по сравнению с изучением раннего детства. Если дело касается раннего возраста, мы чувствуем себя уверенно благодаря объему накопленного материала и той информации, которая дает возможность признать авторитет и применить психоаналитические открытия к практическим проблемам воспитания. При переходе к подростковому возрасту мы чувствуем неуверенность и, собственно говоря, не можем в полной мере удовлетворить запросы родителей или воспитателей, которые обращаются за помощью к нам и нашим знаниям. Часто можно услышать, что юность является заброшенным периодом, падчерицей психоаналитических исследований.

Эти жалобы, поступающие с двух сторон - от родителей и от самих аналитиков, - кажутся мне заслуживающими более внимательного рассмотрения, чем это было прежде. Отрочество в психоаналитической литературе. Как хорошо известно, начало, психоаналитического изучения отрочества было заложено публикацией в 1905 году работы <Три очерка по теории сексуальности>, содержащей соответствующий раздел. Здесь пубертат был описан как время, когда происходят изменения, придающие инфантильной сексуальной жизни окончательную форму. Главными событиями этого периода являются: подчинение эрогенных зон главенству генитальной зоны; формирование новых сексуальных целей, различных для мальчиков и девочек, и нахождение новых сексуальных объектов вне семьи. Тогда как такое представление объясняло многие черты непонятного прежде подросткового поведения, новое положение о существовании детской сексуальной жизни не могло не принизить значение юности в глазах исследователей. До выхода <Трех очерков> главное значение подросткового периода вытекало из его роли в начале сексуальной жизни индивида; после открытия детской сексуальности статус отрочества изменился, его роль была сведена к периоду окончательной трансформации, перехода и моста между диффузной детской и генитальной взрослой сексуальностью.

Семнадцать лет спустя, в 1922 году Эрнст Джонс опубликовал статью <Некоторые проблемы подросткового возраста>, которая подробно рассматривает <корреляцию между отрочеством и ранним детством> как наиболее значительный момент. Следуя за высказанной в <Трех очерках> мыслью, что фаза развития, соответствующая периоду с двух до пяти лет, должна рассматриваться как необходимый предшественник последующей окончательной организации, Джонс детально описывает то, как <индивид во втором десятилетии жизни собирает воедино и развивает тот опыт, который приобрел за первые пять лет. . . > (с. 398). Он приписал различия <. . . обстоятельствам, в которых проходит развитие>, но предложил к обсуждению <общее правило, гласящее. . . что отрочество рекапитулирует детство и что точный путь, по которому данная личность будет проходить заданные стадии развития отрочества, в значительной степени зависит от форм его раннего развития> (с. 399). Короче, <эти пройденные стадии протекают по - разному в разные периоды - в детстве и в отрочестве, но очень сходным образом у одного и того же индивида> (с. 399). Подростковый возраст Важный, но стоящий особняком вклад Джонса совпадает с пиком публикаций Зигфрида Бернфельда из Вены, настоящего исследователя подросткового возраста, который объединил работу клинического аналитика и преподавателя психоанализа с непрекращающимся исследованием отрочества во всех аспектах индивидуального и группового поведения, реакций на социальное влияние, сублимации, и т. д. Его наиболее значительный вклад в аналитическую теорию - определение специфического вида подросткового развития у мужчин (1923), так называемого <затяжного> типа. Этот тип развития охватывает гораздо больше времени, чем отведено на подростковый период в норме, он <чреват тенденциями развития артистических, литературных или исследовательских качеств и сильным уклоном в идеализм и духовные ценности. . . >. В качестве подтверждения своих предположений Бернфельд в соавторстве с В. Хоффером опубликовал огромный материал, включающий самонаблюдения подростков, их дневники, поэтические творения и т. д.

В то время как Бернфельд разрабатывал проблему подросткового развития в норме с учетом влияния внутренней фрустрации и внешних воздействий, Август Ай - хорн подошел к этой проблеме с точки зрения асоциального и криминального развития. Его работа связана с теми молодыми людьми, которые не смогли адаптироваться к этому внешнему давлению, не смогли развить суперэго и восстали против общества. Его книга <Своенравная молодость> (1925) является выдающейся новаторской попыткой применить психоаналитические знания к суровой реальности проблем молодых правонарушителей. Будучи знакома с позицией Бернфельда и тесно связана с исследованиями Айхорна, в 1936 году я опубликовала две статьи под заголовками <Эго и ид в пубертатный период> и <Инстинктивная тревога Б период полового созревания>. В моих работах интерес к проблемам подросткового возраста проистекал из моего изучения борьбы эго, пытающегося преодолеть напряжение и давление, идущее от инстинктивных влечений. Эта борьба обычно ведет к формированию невротических симптомов. Я описала отношения между эго и ид как перемирие в сражении, наступающее в начале латентного периода, и позже как обострение при первых признаках наступления половой зрелости, когда равновесие сил внутри индивида нарушено количественными и качественными изменениями в сфере влечений. Сформированному в детстве эго угрожает тревога, идущая от развития влечений. Эго вступает в борьбу за существование, на которую брошены все доступные средства защиты. Результаты, то есть достигнутые личностные изменения, могут быть различны. В норме эго и суперэго претерпевают значительные изменения и приобретают новые зрелые формы сексуальности. При менее благоприятных обстоятельствах ригидное, незрелое эго добивается задержки или искажения сексуальной зрелости; в некоторых случаях импульсы, идущие от ид во - время латентного периода, вызывают беспорядок и хаос в ранее нормально социально - ориентированном эго. Обращаю ваше внимание на этот момент: подростковый возраст с его типичными конфликтами в большей степени, чем вся остальная жизнь индивида, обеспечивает аналитика поучительными примерами взаимодействия и последствий внутренней угрозы, тревоги, защитной деятельности, постоянного или преходящего формирования симптомов и психических нарушений. Возникший в послевоенное время интерес повлек за собой появление множества работ, особенно в США. К счастью для тех, кто изучает данный вопрос, Лео А. Шпигель в 1951 году опубликовал большой <Обзор работ по психоаналитической теории подросткового возраста>. Хотя его попытка создать целостную картину из разрозненных и далеких друг от друга частей едва ли могла быть успешной, статья послужила как резюме, обзор и классификация материала. Он сгруппировал публикации по следующим рубрикам: <Классификация феноменов> (Бернфельд, Харт - манн, Крис и Лоуэштейн, Уиттлз) <Объектные отношения> (Бернфельд, Буксбаум, X. Дойч, Фенихель, Эриксон, А. Фрейд, В. Хоффер, Джонс, А. Катан, Ландауэр) <Защитные механизмы> (Бернфельд, X. Дойч, Фенихель, А. Фрейд, Гринэр, А. Крис) <Креативность> (Бернфельд, А. Фрейд) <Сексуальная активность> (Балин, Бернфельд, Бук - сбаум, X. Дойч, Федерн, Ференци, 3. Фрейд, Лемпл - де - Грут) <Особенности эго - функционирования> (Фенихель, А. Фрейд, Гарник, Хоффер, Ландауэр) <Лечение> (Айхорн, К. Р. Эйсслер, А. Фрейд, Гай - тльсон, А. Катан, М. Кляйн, Ландауэр, А. Райх).

Подробная библиография, сопровождающая обзор, включает 41 статью 34 авторов, освещающих теоретические, клинические и технические аспекты проблемы. Но, несмотря на этот внушительный список авторов и работ, неудовлетворенность нашими знаниями в этой области остается прежней как у специалистов, так и у родителей. Уверенность в наших аналитических приемах по отношению к пациентам - подросткам не возрастает. Было опубликовано много свидетельств обратного, однако подростковый возраст, как и прежде, остается пасынком психоаналитической теории. Некоторые трудности поиска фактов, касающихся подросткового возраста. Я считаю, что существует две различные причины, которые могут привести нас к полнейшему изумлению при встрече со всеми противоречиями подросткового возраста. Когда мы изучаем некое психическое состояние, мы в основном полагаемся на два метода: либо на анализ конкретного индивида, у которого в данный момент наблюдается искомое психическое состояние, либо на реконструкцию этого состояния в процессе психоаналитического лечения, проводимого в более позднее время. Результаты этих двух процедур, применяемых изолированно или в комбинации друг с другом, послужили источником всего того, что мы как аналитики знаем о стадиях развития человеческого мышления.

Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 1. М., 1999.



Просмотров: 2286
Категория: Хрестоматия



Другие новости по теме:

  • Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 1 >> Заключение В этой книге я попыталась классифицировать различные защитные механизмы в соответствии с конкретными провоцирующими тревожность ситуациям...
  • Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2 >> Напряженность, возникающая в результате раннего развития агрессивного поведения.
  • Возраст
  • Детство
  • Контроль "Я"
  • Краткая биография Зигмунда Фрейда
  • Культурологическая концепция Фрейда
  • Младший школьный возраст
  • Основные понятия и идеи фрейдизма
  • П. Куттер. Современный психоанализ >> Группа первых психоаналитиков Психоанализ - детище не только Зигмунда Фрейда.
  • Первичный и вторичный процессы в психоанализе
  • Принципы работы детского психоаналитика
  • Причины невроза с точки зрения психоанализа
  • Психологический возраст
  • Психосексуальная теория Фрейда
  • Симптомы в детском психоанализе
  • Сопротивления в детском психоанализе
  • Становление самосознания в ранней юности
  • Суперэго
  • Суперэго в подростковом возрасте
  • Факторы, препятствующие развитию гомосексуальности
  • Фрейд (Freud) Зигмунд
  • Фрейд и его школа
  • Фрейдизм
  • Характеристика пубертатного периода
  • Хрестоматия >> Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 1
  • Хрестоматия >> Анна Фрейд. Теория и практика детского психоанализа. Том 2
  • Цензура в психоанализе
  • Эго-психология
  • Юность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь