Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/azpsru/azpsru_news.php on line 50 Амнезия детства



Амнезия детства

   Подавляющее большинство людей не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни.
   Это - одна из наиболее удивительных особенностей человеческой памяти, потому что именно в первый год жизни человек начинает постигать мир, у него появляются принципиально новые впечатления.
   Впервые на это явление обратил внимание З. Фрейд, который назвал его амнезией детства. Он открыл это явление в процессе наблюдения за своими пациентами, которые оказались не способными вспомнить события первых трёх—пяти лет своей жизни.
   До Фрейда люди воспринимали то, что они не могут вспомнить своё раннее детство как само собой разумеющийся факт: память на события со временем стирается, а ведь между ранним детством и взрослой жизнью проходит очень много времени, по крайней мере по субъективной шкале.
   Однако амнезию детства нельзя свести к обычному забыванию. Пожилые люди могут многое вспомнить о своих годах в начальной школе, но очень редко кто из первоклассников может многое рассказать о своей жизни в трехлетнем возрасте, а тем более - в двухлетнем.
   Проводились исследования, в которых людей просили воспроизвести и датировать воспоминания из их детства. Наиболее ранние воспоминания у большинства из них оказались связаны с событиями, происходившими в трёхлетнем возрасте. Немногие, однако, смогли изложить воспоминания, предшествующие возрасту в один год. Но проверить такие воспоминания не представляется возможным.
   Наиболее точный и последовательный эксперимент провёл американский физик-экспериментатор Роберт Вуд. Раз за разом своей дочке, которой ещё не было одного года, он показывал одну и ту же картину: ставил на каминную полку фигурку собачку, клал ей на голову небольшое количество взрывчатки и устраивал взрыв. В возрасте один год демонстрации прекратились. Впоследствии, когда девочка была уже в сознательном возрасте, она вспомнила взрывы и у неё произошла эмоциональная реакция (сочувствие собачке). Этим экспериментом было показано, что очень яркие и неоднократно повторяющиеся события могут быть запомнены и в период одного года.
   Проблему достоверности преодолевали и иным путём. Например испытуемым задавали в общей сложности двадцать вопросов о событии из их детства, о котором было точно известно, что оно произошло, — рождение младшего брата или сестры (подробности такого события можно проверить у другого человека). Вопросы задавались относительно фактов: что сопутствовало тому, когда мать увозили в больницу, когда она была в больнице, когда вернулась с младенцем домой, а также первым дням общения с новым братом или сестрой. Исследование показало, что если брат или сестра родились до достижения испытуемым трёхлетнего возраста, он ничего не мог об этом вспомнить. Если же рождение пришлось на возраст более трёх лет, количество воспоминаний увеличивалось вместе с возрастом на момент этого события.
   Причины амнезии детства    Фрейд полагал (в русле своей теории), что это происходит вследствие подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребёнком в отношении своих родителей. Такое объяснение, однако, предсказывает амнезию только на события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события.
   Существуют когнитивные объяснения амнезии детства, которая рассматривается как следствие колоссального различия между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. В каком-то смысле можно провести аналогию с компьютером: диск, отформатированный в одной операционной системе, может не читаться в другой.
   У взрослых людей воспоминания выстроены в одну целостную картину (модель) мира. Маленькие же люди кодируют свои переживания, не обобщая их и не связывая со смежными событиями, не выстраивая целостной картины мира. Когда ребёнок начинает усваивать связи между событиями, когда появляется абстрактно-логическое мышление, ранние переживания теряются. Что интересно, развитие речи достигает первого пика в возрасте трех лет.
   Каковы биологические явления, сопровождающие амнезию детства? Гиппокамп — структура мозга, участвующая в консолидации воспоминаний, — созревает примерно через год-два после рождения. Поэтому события, происходящие в первые два года жизни, не могут достаточно сильно консолидироваться. Поэтому, если впечатления не очень яркие, их нельзя впоследствии воспроизвести.
   Литература    Агкнисон Р. Л., Атнинсон Р. С. и др. Введение в психологию: Учебник для университетов / Пер. с англ. под. ред. В, П. Зинченко. — М.: Тривола, 1999
  • Амнезия   Частичная утрата способности сохранять в памяти информацию, воспроизводить ее.




    Просмотров: 2683
    Категория: Статьи



    Другие новости по теме:

  • Амнезия
  • Амнезия раннего детства
  • Ассоциации как способ запоминания
  • Бизнес с точки зрения лидера
  • Возрастная психология
  • Жесты нервозности
  • Инфантильность
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Младший школьный возраст
  • Мнемоническое упражнение "Мозговые ящики"
  • Невроз
  • Некоторые эффекты и законы памяти
  • Нестрессовый стиль жизни
  • Образно-рефлексивная процедура "Дерево"
  • Определение внимания
  • Отношение к изменениям
  • Память
  • Причины стрессового напряжения
  • Процедура "Вероятностные характеристики карьеры"
  • Процедура "Локус контроля"
  • Процедура "Обозначение сферы принадлежности событий"
  • Процедура "Особенности карьеры"
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Рассеянность и внимательность
  • Слухи на предприятии
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Факторы, удерживающие от употребления наркотиков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь