Патопсихологическая диагностика детей и подростков имеет некоторую специфику, в том числе преследует специальные цели и задачи.
1. Патопсихологическое исследование "снимает" в первую очередь психологические показатели. Эти полученные экспериментально показатели способствуют выявлению симптомов, в том числе слабо выраженных клинически. Это обеспечивает довольно качественную дифференциальную диагностику.
2. Именно патопсихологическое исследование помогает уточнить структуру и степень интеллектуального дефекта, имеющегося у ребенка или подростка. Это весьма важно, потому что всегда встает вопрос о прогнозе обучаемости ребенка с теми или иными дефектами (С. Я. Рубинштейн, 1970).
3. Экспериментальные патопсихологические данные, полученные в начале лечения и на разных его этапах, помогают судить об адекватности и эффективности проводимой терапии.
4. На развитие многих заболеваний значительное влияние могут оказывать социальные и эмоциональные факторы. Степень и характер этого влияния на ребенка или подросток можно выявить с помощью патопсихологических методов.
5. В плане социальной адаптации подростка крайне важным и специфическим именно для патопсихологического исследования является диагностика типов психопатий и акцентуаций характера в случаях пограничных форм психической патологии или при психических заболеваниях, существенно не исказивших преморбидный тип.
6. Проведение патопсихологического исследования способствует установлению лучшего контакта с больным ребенком, что тоже весьма важно. В таких исследованиях могут решаться такие задачи, как преодоление застенчивости, создание уверенности в своих силах. Патопсихологическое исследование в некоторой степени может выполнять и психотерапевтическую функцию. При некоторых обстоятельствах можно "играть" с ребенком или подростком в патопсихологическое исследование, если это заведомо будет ему на благо. И в целом, кстати говоря, при исследовании следует стремиться к установлению эмоционально насыщенного контакта, созданию у ребенка заинтересованности в том, чтобы исследование продолжалось дальше, повторялось в процессе лечения.
Литература Блейхер В. М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.