Невидимые барьеры в отношениях квалифицированных специалистов и работодателей
Facebook
Twitter
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Создатель кибернетики Норберт Винер говорил, что информация поступает в
условное приемное устройство - и в человеческий мозг тоже - через определенную
линию передачи, снабженную фильтрами. Последние могут отсекать или искажать
часть информации. Эту идею применительно к человеческим взаимоотношениям
разрабатывал и английский психолог Д. Бродбент. Некоторые ученые пробовали даже
изобрести универсальные методы преодоления фильтров-барьеров с помощью голоса
или ритма. Однако использование, скажем, громкого голоса, шепота или чтение
своего резюме в стихах в процессе собеседования было бы, по меньшей мере,
неуместно.
"ТИХО САМ С СОБОЮ..."
В 1907 году академик Лев Щерба, будучи тогда молодым филологом, приехал в
Германию. Там, на Эльбе, в окружении немецкого населения, издавна жили лужичи -
остатки древнего и некогда многочисленного славянского народа. Насильственная
германизация грозила языку этих славян полным исчезновением, и Щерба хотел
составить его описание. Как известно, он с честью решил эту задачу, а в ходе
работы обнаружил удивительную вещь: лужичи никогда не рассказывали друг другу о
своих впечатлениях. Они вели только короткие разговоры. "...эти наблюдения, -
замечает Щерба, - лишний раз показывают, что монолог является в значительной
степени искусственной языковой формой и что подлинное свое бытие язык
обнаруживает в диалоге". В пользу этого утверждения говорят и другие факты.
Опытные ораторы, каковыми были, скажем, Уинстон Черчиль и Мартин Лютер Кинг,
строят свои речи по принципу "вопрос-ответ". Большинство знаменитых литературных
монологов (например, в произведениях В. Шекспира и Ф. Достоевского) являются по
сути своей настоящими диалогами. А если вспомнить о "беседе" Сократа как методе
познания, становится ясно, что именно диалог - самый эффективный метод
преодоления различных этических, эстетических и психологических фильтров.
Кстати, это объясняет и то, почему в практике подбора кадров, несмотря на
появление различных испытаний, тестов, анкет и делового моделирования, самым
распространенным методом остается собеседование. Зачастую однако этот способ
отбора персонала перестает быть эффективным. И происходит это в силу нескольких
причин. Одна из них хорошо известна многим из тех, кто время от времени играет
роль соискателя. Порою им приходится сталкиваться с такой ситуацией. Работник
кадровой службы с ободряющей улыбкой, поощрительным тоном просит: "Расскажите,
пожалуйста, о себе, о своей работе". После этого он принимает вид внимательного
слушателя и больше не говорит ни слова. Ясно, что в этом случае собеседование
перестает быть таковым и превращается в чисто формальное мероприятие. Возникает
ситуация, которая напоминает слова хорошо известной песни ("Тихо сам с собою я
веду беседу.") Соискатель по ходу встречи вынужден строить гипотезы о
потребностях компании и мысленно моделировать вопросы самому себе, а затем в
монологе устно излагать о себе то, что - по его представлениям! - важно знать
"собеседнику". Если это не проверка памяти и логического мышления, то быть или
не быть соискателю сотрудником данной фирмы зависит уже не только и не столько
от его профессиональных качеств.
НЮАНСЫ СУБЪЕКТИВИЗМА
К сожалению, диалог как таковой еще не гарантирует взаимопонимания. "По
одежке встречают, по уму провожают" - хорошо известная народная мудрость.
Однако, как показывают исследования, проведенные американским психологом Юджином
Мэйфилдом, поговорка эта верна иногда лишь в первой своей части. Ученый,
изучавший эффективность собеседования как инструмента отбора кадров, выявил ряд
проблем эмоционально-психологического характера, которые к этому
приводят. Это связано с тем, что специалисты по подбору кадров субъективны.
Они оценивают претендентов на вакантные места, основываясь на первом
впечатлении. Все, что говорится в остальной части собеседования, абсолютно не
учитывается. Другая проблема состоит в том, что очередной кандидат сравнивается
с предыдущим. И если последний выглядел плохо, то следующий "средненький"
кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Бывает и так, что
сотрудники, проводящие интервью, дают более благоприятную оценку тем кандидатам,
чьи внешний вид, социальное положение, возраст и манеры в большей мере
напоминают их собственные. Существуют и другие проблемы повышения
эффективности собеседования. Связаны они с содержательной частью диалога.
ЧТО СКАЗАЛ МИСТЕР СМИТ
И.И. Ревзин и О.Г. Ревзина, отечественные ученые, сформулировавшие так
называемые "постулаты нормального общения", использовали в своей работе пьесы,
написанные для "театра абсурда". Одно время в Англии это сценическое действо
было довольно модным. Вот одна из сцен "абсурдного" диалога, которая помогла
сформулировать так называемый постулат о детерминизме:
Миссис Мартин. Я видела на улице, рядом с кафе стоял господин, прилично
одетый, лет сорока, который... Мистер Смит. Который что? Миссис Мартин.
Право, вы подумаете, что я придумала. Он нагнулся и... Все. О! Миссис
Мартин. Да, нагнулся! Все. Не может быть! Миссис Мартин. Да, нагнулся! Я
подошла посмотреть, что он делает... Все. Что? Что? Миссис Мартин. Он
завязал шнурки на ботинке. Все. Фантастика! Мистер Смит. Если бы рассказал
кто-либо другой, я бы не поверил. Мистер Мартин. Но почему же? Когда гуляешь,
то встречаешься с вещами еще более необыкновенными. Посудите сами. Сегодня я
своими глазами видел в метро человека, который сидел себе и совершенно спокойно
читал газету. Миссис Смит. Какой оригинал! Мистер Смит. Это, наверное, тот
же самый.
Используя подобные россыпи "драматических" абракадабр, они определили то,
что делает разговор собеседников нормальным, а что - бессмысленным. Всего
постулатов Ревзиных - восемь:
о тождестве (партнеры в течение разговора должны исходть из одних и тех же
понятий и представлений);
об общей памяти (говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас
сведений о прошлом);
об информативности (сообщения должны представлять интерес для собеседника, а
не быть общеизвестными);
о неполноте описания (сообщение с полным описанием чего-либо противоречит
нормальному общению, так как из него невозможно вычленить значимую информацию,
"краткость - сестра таланта");
о детерминизме (причинно-следственная связь событий, явлений);
о способности прогнозировать будущее (каждый собеседник должен уметь строить
несложные предсказания);
об истинности (необходимо соответствие между словами и действиями, словами и
внешним миром);
о семантической связности (собеседники должны придерживаться общей тематики
разговора).
На практике мы чуть ли не каждый день оказываемся в
ситуациях, когда деловое общение по объективным причинам не может быть
нормальным. В таких случаях обычно говорят: "Я ему - про Фому, а он мне - про
Ерему". Скажем, перед отделом кадров какой-либо компании поставлена задача -
заполнить вакансию менеджера по связям с общественностью. На собеседование
приходит специалист, придерживающийся взглядов Сэма Блэка, который определяет
паблик рилейшнз (ПР) как искусство. Напротив, специалист по работе с персоналом
знаком с концепциями или маркетолога Ф. Котлера или рекламистов Бове/Аренса,
которые рассматривают эту сферу деятельности с других позиций. Можно с
уверенностью сказать, что участники диалога с трудом будут понимать друг друга,
так как их представления о роли менеджера по ПР сильно различаются. Несомненно
каждый участник беседы будет иметь ввиду определенную деятельность определенного
специалиста на определенной должности в определенной компании за определенное
вознаграждение. Но каждый будет думать об этом по-своему. Например, специалист
"по Блэку" будет думать о своей будущей работе, как о работе в качестве
советника руководителя предприятия, а кадровик будет думать, как ему подобрать
менеджера отдела рекламы, занимающегося выставками. В данном случае будет
нарушен постулат о тождестве. Дело может еще более осложниться если
собеседники принадлежат еще и к разным возрастным категориям: специалисту по ПР
- 40, а его партнеру по переговорам - 25. Здесь возникает риск нарушения
постулата об общей памяти. Проблема приобретает уже мировозренческий характер:
могут ли представители разных интеллектуальных "галактик" найти общий язык?
ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ
Добиться взаимопонимания, как видно, бывает порой чрезвычайно сложно. Тур
Хейердал - знаменитый путешественник, исследователь, философ, антрополог -
думал, что это возможно. Он сравнивал представителей различных областей знания с
рудокопами, каждый их которых копает свою, отдельную яму. Они уже настолько
глубоко погрузились в них, что их крики об успехах не долетают до ушей
собратьев. Однако если бы они решили выглянуть наружу и поделиться с собратьями
своими успехами, то навряд ли поняли бы друг друга, так как за годы, проведенные
на глубине, каждый из них стал говорить на другом языке. Свою роль дотошный
норвежец видел в том, чтобы ходить возле этих ям, заглядывать в них, выявлять их
особенности и... составлять общую картину мира. Примерно такую же роль должны
играть и специалисты по подбору персонала: они должны знать особенности всех
профессий. Ведь судьбы соискателей и компаний, нуждающихся в кадрах определенной
квалификации, в основном зависят от них. От их способности или неспособности
преодолевать свои эмоционально-психологические проблемы. От широты или узости их
кругозора. От уровня их эрудированности. От степени их объективности. От их
возраста и образования. От их ответственного или безответственного подхода к
делу. От степени их материальной заинтересованности. Но главное - от их умения
вести содержательный диалог, слушать и слышать собеседника. Только так можно
понять, соответствует ли соискатель предъявляемым требованиям. Достаточно ли он
образован, опытен и талантлив? Занимается ли самообразованием? Имеет ли чувство
нового? Может быть его способности таковы, что недостатки анкеты, тестирования
уже не имеют самодовлеющего значения и ему стоит дать шанс? Однако зачастую
кадровики "гонят вал" и не в состоянии услышать то, о чем говорят их
собеседники. Рискну сказать, что погоня за объемами и качество подбора
собственного персонала, делающего упор на анкеты и тесты, является главной
причиной появления "невидимых барьеров": распространения формализма и
субъективизма в работе довольно значительного количества кадровых агентств. В
этой ситуации соискателю и работодателю можно посоветовать только одно - искать
возможность встречаться без посредников, лицом к лицу. В иных случаях необходимо
обращаться за помощью к агентствам, репутация которых безупречна, а штат
укомплектован опытными консультантами.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.