Лидерские способности

Лидерские способности -

Совокупность способностей, позволяющих человеку становиться лидером, вести за собой людей (в том или ином плане).

В психологии нет какого-либо консолидированного мнения о том, что же входит в понятие «лидерские способности». Само понятие «лидер» апеллирует к человеческим инстинктам, которые достались нам от предков, живших племенами, у которых был один вождь. От этого вождя зависела вся целиком жизнь каждого отдельного члена племени. Однако сейчас нет таких универсальных, тотальных лидеров. Лидерами, как правило, называют тех, от кого зависит тот или иной аспект жизнедеятельности.

На работе может быть лидер-руководитель, от него зависит благосостояние работника. Может быть интеллектуальный лидер, от образа его мыслей зависит образ мысли других людей (не всех, конечно). Может быть еще, например, лидер в развлечениях, такой лидер руководит развлечениями какой-то группы людей. Выделяют иногда духовных лидеров, они учат своих учеников, что такое хорошо и что такое плохо. И так далее.

Поскольку сейчас нет прежних лидеров-вожаков, поэтому сейчас нельзя говорить о каком-то универсальном наборе лидерских качеств, которые нужны каждому лидеру. Фактически, если какой-то человек решил стать лидером в какой-либо области, то от специфики этой области и надо исходить. Если кто-то собрался стать, например, интеллектуальным лидером, то здесь, конечно, на первом месте должен быть ум. Если кто-то собрался стать лидером среди дворовых мальчишек, здесь может потребоваться физическая сила. Тем не менее можно выделить ряд качество, присущих всем лидерам.

1. Уверенность. Никто не пойдет за неуверенным человеком. Если человек сомневается сам в себе, своих решениях, то другие тем более будут в них сомневаться.

2. Ум. От решений лидера зависит судьба других людей. Он должен хорошо понимать все, что происходит, разбираться в предметной области, которая связывает этих людей, предвидеть возможные последствия своих решений.

3. Коммуникативная компетенция. Лидер не может быть молчальником, ему надо много и успешно общаться с другими людьми, как и с членами своей группы, так и с другими. У разных членов группы могут быть разные потребности, с каждым надо найти общий язык, вникнуть в его проблемы и устремления.

4. Гибкость. Лидер должен подстраиваться под меняющиеся обстоятельства. Если он этого не будет делать, от него отвернутся.

5. Принципиальность. Но и полностью беспринципным лидер тоже быть не должен. Если члены группы видят в своем лидере совершенно беспринципного человека, то они будут судить о нем как об эгоистичном человеке, думающем только о себе, игнорирующем групповые интересы. Про идеального лидера можно сказать, что он как бы сделан из стали: одновременно тверд, но и гибок.

6. Предприимчивость. Рядовые члены социальной группы очень ценят предприимчивость своего лидера, именно в ней они видят основную ценность для себя лидера. Именно предприимчивость лидера часто открывает людям новые горизонты, обеспечивает новое качество жизни.

7. Активность. Лидер должен быть активным. Пассивный или постоянно расслабленный человек не воспринимается людьми как лидер. В восприятии участников группы их лидер должен быть постоянно заведен, настроен на решение общих для группы проблем.

 


Упражнение "Видеопазл"
Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие наблюдательности, умения коллективно решать задачу. Участников просят из отдельных увиденных эпизодов сложить целостный сюжет.


Лидер
(от англ. leader ведущий) - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.




Просмотров: 557
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



Другие новости по теме:

  • Автократичный лидер
  • Бизнес с точки зрения исполнителя
  • Бизнес с точки зрения лидера
  • Важнейшие функции менеджера
  • Воздействие состава группы
  • Идеологическая роль лидера
  • Имидж политического лидера
  • Как добиться, чтобы подчиненные слушались
  • Как перестать быть злым
  • Коммуникативно-интеллектуальное упражнение "Устный счет"
  • Коммуникационные сети
  • Лидер
  • Лидер как администратор
  • Лидерские качества менеджера
  • Лидерство
  • Методика "Лидер"
  • Морально-психологический статус
  • Опросник Стефансона
  • Партстроительство в России. Личностные ресурсы лидеров
  • Партстроительство в России. Организационные ресурсы
  • Понятие и структура малых групп в психологии
  • Роль "Авоська"
  • Роль "Ворчун"
  • Роль "Шестерка"
  • Умение договариваться
  • Упражнение "Видеопазл"
  • Упражнение "Педагогическая инициатива"
  • Упражнение "Поделись со мной"
  • Цели групп психокоррекции
  • Что такое малая группа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь