Имидж политического лидера

Представления политического лидера о себе самом и как они влияют на политическое поведение: Я-концепция политического лидера

Типы политического лидера
1-й тип - "аполитичные" политики. Высокая самооценка + сложность Я-концепции. Они ассимилируют новую информацию (без угрозы для Я-концепции), но для их реактивности существуют серьезные ограничения. Они чувствуют себя оторванными от других и с трудом реагируют на поведение своих последователей.
2-й тип - "прагматики" (наиболее удачливый тип в политике). Низкая самооценка + высокая сложность Я-концепции, отвечающая на широкий круг социальных стимулов. Они прислушиваются к мнениям других и модифицируют свое политическое поведение на основе обратной связи.
3-й тип - "идеологи". Высокая самооценка + низкая сложность Я-концепции, не реагирующие на мнение других. Их познавательные процессы и поведение очень жесткие, а самооценка чрезвычайно стабильна.
4-й тип - "недетерминированные". Низкая самооценка + низкая сложность Я-концепции, которая сильно реагирует на узкий круг социальных стимулов.

Если у политического лидера самооценка занижена, то недовольство собой может быть движущей силой, толкающей на взятие все новых и новых барьеров в сфере внутреннего или внешнего поведения.

Самооценка завышена - не замечают реакций на свое поведение, упиваются собственным успехом, нарушена обратная связь. Либо же, сталкиваясь с критикой, сильно страдают от аффекта неадекватности.

Самооценка адекватна - лучший образец партнеров на политической арене. Политика их не детерминирована стремлением к самоутверждению; обратная связь работает стабильно. Такой политический лидер уважительно и высоко оценивает других лидеров.

Что движет политиком: потребности и мотивы лидеров, влияющие на политическое поведение

Потребности политического лидера:
- во власти
- в контроле над событиями и людьми
- в достижении
- в аффилиации

3 типа причин, по которым власть желанна:
- чтобы доминировать над другими или депривировать их
- чтобы другие люди над ним не доминировали, или не вмешивались в его дела
- чтобы осуществлять политические достижения (власть-инструмент)

В порядке компенсации политический лидер старается найти себе сферу деятельности, в которой он мог бы продемонстрировать свою компетенцию и достоинство. При достижении власти и пользовании ею, политический лидер уменьшает напряжение. В ряде случаев он испытывает чувство эйфории.
А. Джордж выделил виды эйфорических чувств:
- чувство собственной незначительности компенсируется чувством уникальности
- чувство моральной неполноценности компенсируется чувством превосходства
- чувство слабости компенсируется чувством обладания высшей силой
- чувство посредственности компенсируется чувством обладания высшими способностями
- чувство интеллектуальной неадекватности - чувством интеллектуального превосходства и компетентности.

Б. Рэйвин: власть - влияние политического лидера на другого; сила власти - максимальная потенциальная способность лидера влиять на другого человека в некоторой заданной системе.

5 источников власти:
- наградительная (убеждение другого, что носитель власти способен наградить)
- принудительная (убеждение, что способен наказать)
- законная (убеждение, что имеет законное право)
- референтная (основана на идентификации другого человека с политическим лидером)
- экспертная (убеждение в том, что лидер - авторитет, эксперт)

Существуют разные образы власти, к которым стремится политический лидер в своей внешнеполитической деятельности, исходя из своего восприятия:
а) Личная власть над другими политическим лидером - субъектом международных отношений
  (1) Образ-знание о личной власти над другим политическим лидером, исходя из имеющейся информации о том, как эта власть может осуществляться, какие средства нужны для ее поддержания, какие плюсы и минусы она дает и т.д.
  (2) Образ-значение личной власти над другими политическими лидерами, личностный смысл этой власти
  (3) Образ потребного будущего состояния этой власти, желаемого политическим лидером; то, к чему он в конечном итоге стремится
  (4) Образ-прогноз - насколько вероятно достижение такой личной власти над другими политическими лидерами на международной арене

б) Власть государства на международной арене
Стремление к утверждению власти своего государства над другими политическими лидерами исходит из образа-знания государств - объектов, типа отношений между ними и многого другого. От адекватности этого образа-знания зависит продуктивность избранного внешнеполитического курса.
Образ потребного будущего отражает одну из главных стратегических целей политического лидера. Этот образ мотивирует его внешнеполитический курс.

Потребность политического лидера в личном контроле над событиями и людьми
Эта потребность - проявление базовой человеческой потребности в контроле внешних сил и событий, влияющих на нашу жизнь.
Личный контроль имеет два измерения: степень и сферу.
Степень личного контроля имеет прямое отношение к убеждению человека в его способности контролировать события и людей. Это связано с двумя важными способностями:
- способностью развивать и использовать навыки в достижении личных целей
- способностью к успешной проверке реальности.

Сфера контроля - широта области жизненного пространства и дедятельности, которую политический лидер ищет для своего влияния. Чем шире сфера личного контроля, тем обычно меньше его степень, поскольку у политического лидера ограниченные возможности и навыки. Правильность и успешность выбора политическим лидером области для своего контроля зависит во многом от адекватности его Я-концепции и самооценки.

Потребность в контроле над международными событиями
Тесно связана с потребностью во власти. Если политический лидер убежден, что история прогнозируема, контролируема и управляема, то международные события представляются объектом приложения его силы для придания им нужного направления развития. Возможен широкий спектр: от моментальной реакции в виде военного вмешательства или экономических санкций. Если политический лидер убежден, что история развивается по собственным, независящим от человека законам, что контроль над событиями желателен, но почти невозможен, то в этих случаях внешнеполитический курс, нацеленный на пассивное наблюдение и невмешательство во внешние ситуации, будет скорее всего изоляционистским.

Потребность в контроле над другими политическими лидерами
Политический лидер-субъект восприятия должен опредилить для себя ряд существенных характеристик политического лидера-объекта восприятия. Является ли объект лидером государства-союзника, нейтрала или же противника. Если объект - лидер государства союзника, то какого: старшего, младшего или равного. То же по отношению к государствам-противникам. Также важно: стиль лидерства (авторитарный или демократичный); сильные и слабые стороны его личности; внешнеполитические цели и убеждения объекта.

Потребность политического лидера в достижении
Проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении, направленном на достижение. Президент с потребностью в достижении будет активным, хотя и не обязательно любящим свою работу. Такие политические лидеры ищут власти, чтобы достичь своей цели. Они более спокойно относятся к изменениям в окружающем мире. Люди обычно воспринимаются как факторы, помогающие или мешающие достижению. Политические лидеры с высокой мотивацией достижения избегают зависимости: от кого-либо или чего-либо.
Противоположной мотивационной парадигмой является (по Аткинсону и Винтеру) мотивация избегания провала.

Потребность в аффилиации Потребность в аффилиации подразумевает дружественные, социабельные отношения с другими людьми. Более вероятно, что изберут своими советниками лояльных друзей, а не экспертов. Характерно предпочтение диадических отношений групповым. Такие президенты менее популярны в обществе; легко подвергаются влиянию других людей. Важно рассматривать этот аспект в трех уровнях:
а) Поиск одобрения со стороны других людей:
- политическая деятельность как способ заслужить одобрение внутри собственной страны у референтных для него лиц
- лидер может действовать таким образом, чтобы его одобрили референтные лица - лидеры других стран, движений, блоков; положительный образ в массовом сознании его не трогает.
б) Поиск одобрения со стороны своей страны; нередко опирается на некие усредненные нормы.
в) Поиск одобрения со стороны других стран.

Модели мотивационных комбинаций у политических лидеров (по М. Херманн)
1. Модель мотивации создания личных анклавов. Политический лидер заинтересован в установлении контроля над происходящим, и в то же время культивирует дружественные отношения с теми, над кем имеет власть. Потребность во власти равна потребности в аффилиации.
2. Модель имперской мотивации (потребность во власти выше потребности в аффилиации). Приобретает власть, подчиняя свою волю воле группы. Любит работать, чувствует обязательства перед группой.
3. Модель мотивации конкистадора. Подобны феодальным господам. Контролирует ситуацию в целом, власть достигается с помощью грубой силы.

Как лидер ориентируется в политике: убеждения, влияющие на политическое поведение

2 вида убеждений о мире политики:
1) Философские (стратегические): природа политики; образ оппонента; образ союзника; о контролируемости истории; оптимизм-пессимизм.
2) Инструментальные (тактические): выбор цели с помощью прагматического решения проблемы или моралистической идеологии; приоритеты; своя способность контроля над риском; выбор времени действия; используемые средства.

Система убеждений выполняет 3 взаимно-дополняющие функции:
- помогает определить ситуацию и установить ее наиболее выделяющиеся характеристики;
- создает средства для понимания политической и международной систем и потенциалы для действия в них;
- задает параметры, которые устанавливают круг возможных действий и приоритетов среди них.

Системы убеждений различаются по своей форме. Важные параметры убеждений: степень открытости и степень сложности системы убеждений политического лидера.

Стратегии преодоления двойственности информации:
- лидеры с открытой и изощренной системой убеждений будут постоянно изменять и адаптировать убеждения в свете новой информации, и этот процесс будет сопровождаться легким стрессом;
- лидеры с закрытой и менее сложной системой убеждений будут бороться с противоречивой информацией.

Система политических убеждений тесно связана с мотивами. С. Уолкер выделил 2 основных типа политических убеждений (А и В) и кластер системы убеждений типа DЕF. Для кластера системы убеждений типов DEF ведущей потребностью будет потребность во власти и низкая потребность в достижении аффилиации.
А - сильная потребность в аффилиации и низкая - во власти и достижении. Характерны убеждения:
- конфликт в международных отношениях - ненормально
- существует временная (по крайней мере) гармония интересов
- источник конфликтов в человеческой природе.
В - все наоборот; убеждения:
- конфликт - явление временное
- источник конфликта - агрессивные государства
- необходимы силовые методы.

Как делается выбор: стиль принятия политических решений

Стиль принятия политических решений - индивидуальные методы принятия решения.
Компоненты:
- подход к получению новой информации
- характеристики мышления
- предпочтение определенной величины риска
- когнитивная сложность, т.е. способность к анализу и синтезу
- информационные процессы
- способность противостоять двойственности

3 подхода к получению информации:
- склонность воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения
- склонность получать максимальную информацию о всех сторонах вопроса
- склонность получать любую информацию о проблеме, но в сжатой до пределе, схематической форме.
Из этих подходов вторая - самая продуктивная, первая типична для тоталитарных лидеров, а третья распространена среди бюрократов.

Стиль принятия политических решений может быть:
- гибкий со склонностью к риску
- гибкий со склонностью к осторожности
- жесткий с риском
- жесткий с осторожностью

Как политик общается с людьми: стиль межличностного общения политического лидера

Особо влиятельные личностные характеристики политического лидера, составляющие стиль взаимодействия:
- доминирование
- экстраверсия
- недоверие
- макиавеллизм

Стили руководства принятия решений:
- авторитарный
- демократический
- "отстраненный"

Как политик реагирует на "кризисный синдром": устойчивость к стрессу, механизмы его преодоления

Индикаторы переживания стресса:
- измененная речь
- невербальные: напряженность тела, сопровождающаяся необычными движениями, перверсии; мигание; жестикуляция; игра с разнообразными предметами; мимика и пр.

Виды адаптации к стрессу:
- активизация защитных личностных механизмов
- борьба с угрожающей ситуацией
- бездействие

Следствия стресса:
- фиксация на одной из альтернатив
- упрощение противника и его возможностей
- усталость
- ограничение временной перспективы
- использование исторических аналогий
- спад чувства ответственности за исход решения
- тенденция консультироваться только с единомышленниками

Власть и влияние: психологическая основа лидерства

Влияние - процесс взаимодействия между людьми, через которое поведение одного или нескольких людей производит изменение в состоянии других людей.

На что опирается влияние политического лидера: основания власти

Важные механизмы: акцентуирование на иррациональных моментах, влияние на основе внушения и гипноза.

Классификация типов легитимности:
- лидер опирается на заведенный порядок вещей
- господство, основанное на законе, на рационально установленных правилах
- господство, основанное на харизме.

6 оснований власти:
- обещание награды
- угроза наказания
- узаконенность
- знания и опыт
- референтность
- информация.

Власть харизмы: из чего и как строится личностное влияние лидера

3 составляющие имиджа:
- персональные характеристики лидера
- социальные характеристики
- символическая нагрузка

Большой вес имеет внешность

Социальные характеристики - достаточно подвижная часть имиджа лидера, тесно связанная с требованиями реальности. Символические характеристики являются крайне устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологиями и культурными архетипами. Это некий постоянный набор черт и качеств, который обязательно должен демонстрировать политик, чтобы его последователи увидели в нем лидера.
Прежде всего, лидер должен конструироваться как лицо деятельное, активное. Образ деятельного лидера конструируется в глазах публики не только и не столько реальными действиями и инициативами, но скорее с помощью слов и речей. Впечатляющие решения, предложения и перспектива, предложенные лидером в своих выступлениях, будут способствовать его популярности больше, чем неуклонные, постепенные и малозаметные действия. Чтобы действия были восприняты публикой с энтузиазмом - они должны отвечать двум условиям:
1. Должны быть достаточно решительны
2. Должны поражать воображение
Способы:
1. Чрезвычайные события и критические ситуации могут быть созданы с помощью слов.
2. Конструирование врагов.
3. Грандиозные планы и проекты, которые либо воплощаются в жизнь, либо нет.

Оценка действий лидера
Действия лидера всегда должны оцениваться как успешные, правильные и победоносные; если же мнение о провале становится общепринятым, то ответственность перекладывается.

Факторы:
- лидерский архетип (представление людей о Великом лидере)
- жанр политической биографии
- внешность
- пол
- возраст
- речь
- позы
- жесты

Власть языка и язык власти: власть, основанная на речевом сообщении

Факторы:
- информация, которая содержится в речи
- как преподносится эта информация, какие логические или эмоциональные аргументы приводятся в защиту рекомендуемого мнения и т.д.

Методы:
1. Засекречивание информации
2. Предоставление информации, которую выбирает лидер
3. Цензура, обработка готовых материалов
4. Внешний контроль за прессой
5. Утечки информации
6. Драматизация политических событий
7. Создание политического спектакля

Как лидер должен говорить:
1. Влияние сообщения определяется контекстом
2. Речь должна быть услышана и понята
3. Лучше, если поставлены проблемы
4. Риторические вопросы
5. Язык аудитории
6. Максимальное членение речи на тезисы
7. Личное обаяние, умение эмоционально уговаривать
8. Вначале выражает взгляды, которые разделяются аудиторией
9. В начале сообщения высказать взгляды, якобы противоречащие его собственным интересам
10. Источник называть в конце сообщения ("Повысилась удойность коров - об этом нам сообщает Госкомстат...")

Риторические приемы:
- воздействовать на толпу лучше без логических доказательств
- чаще повторять

Политические мифы - эмпирический, но обычно не проверяемый объяснительный тезис, который предопределяет простейшую причинную теорию политических событий и широко поддерживается публикой. Мифы определяют отношение человека к определенным событиям, его поведение, возможно, всю жизнь.

Социальные ритуалы - формы социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность регулярно совершаемых действий и их установленный порядок. Интенсивно используются невербальные средства выражения.
В процессе ритуала в большинстве человеческих культур происходит переход от не-лидерской позиции к лидерской.
В процессе ритуала происходит конструирование имиджа вождей.
Значительную роль в поддержании и укреплении власти правителей играют "ритуалы почтения населения".
В современных условиях ритуал выборов - наиболее важный.

Психологические сигналы, используемые в политике
Эти сигналы основаны на том, что многие слова, предметы, события имеют для многих людей, помимо их общепринятого фиксированного значения еще и некоторую эмоциональную нагрузку, ассоциативную связь с другими словами, предметами или смыслами.
Увещевательный язык - язык, на котором правительство общается со своим народом, когда хочет добиться его поддержки - стабильность форм, расплывчатость содержания. Главное - то, что он дает публике чувство собственной значимости и ощущение того, что ее мнение важно для политики и что ее ответ на призывы лидеров может изменить ход событий. Задача увещеватеьного языка - подводить публику к мысли, что политика, проводимая лидером, разумна, эффективна и ориентирована на народ.

Экологический контроль
Непрямое воздействие. Агент А воздействует на объект Б, не оказывая воздейтсвие на него лично, но действует через изменение физической и социальной сферы, в которой происходит жизнедеятельность объекта.
Теория К. Левина "социального привратника", контролирующего определенные социальные каналы.
Объекты экологического контроля:
- естественные группы, как неформальные так и организации
- аудитория, воспринимающая сообщение
- большие массы людей

Если требуется осуществить немедленное влияние и добиться простого послушания, то наиболее разумным будет применение награды и особенно наказания. Легитимная власть обеспечивает быстрое и в то же время длительное воздействие.
Личностная власть. По силе воздействия самая сильная. Ограничение: нельзя требовать от последователей слишком многого, трудность оценки возможностей личной власти.

Как политический лидер выглядит со стороны

Какие психологические факторы и механизмы восприятия политической жизни общества определяют политическую активность масс.
Информация о конкретном политическом лидере концентрируется в образе-знании, формируемом у социальных групп.
Психологические факторы, определяющие формирование этого образа:
1. Механизмы, опосредующие процессы понимания:
- особенности коммуникативной системы
- система ценностей, свойственная данной группе последователей
- система представлений
- система установок
- механизмы социального приписывания
2. Механизмы, опосредующие процесс суждения:
- мотивационные факторы, а именно влияние идеологических и партийных предпочтений, личности политика, других мотивационных факторов на формирование образа политика у масс
- прототипы политического лидера
3. Социально-психологические особенности:
- ролевые предпочтения группы
- восприятие массами партии, нации и социальных групп как референтной
- эмоциональные факторы

Познавательные факторы влияния политического лидера
Процесс восприятия и оценки. Восприятие - познавательный и умственный процесс, который дает нам возможность интерпретировать и понимать наше окружение. На процесс социальной прецепции суммарное влияние оказывают прецептивные ошибки и эффекты:
- "эффект ореола" ("гало-эффект")
- "эффект контраста"
- "эффект центра" (тенденция оценивать людей, избегая крайних суждений)
- и др.

Стереотипы - крайне упрощенные представления или ожидания относительно групп людей.

По мотивам книги: Абашкина Е. и др. Имидж лидера. М., 1994.



Просмотров: 1712
Категория:



Другие новости по теме:

  • Бизнес с точки зрения лидера
  • Власть
  • Деньги
  • Для чего изучать конфликты
  • Идеологическая роль лидера
  • Лидер
  • Лидерские качества менеджера
  • Лидерские способности
  • Лидерство
  • Лидерство в групповой психотерапии
  • Личность как субъект политики
  • Мотивация участия в политическом процессе
  • Мотивированное поведение как характеристика личности
  • Народ и народовластие
  • Описание классических моделей электорального поведения
  • Партстроительство в России. Кризис политической инициативы
  • Партстроительство в России. Личностные ресурсы лидеров
  • Партстроительство в России. Организационные ресурсы
  • Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера
  • Поведенческий подход к лидерству
  • Политическая психология
  • Политическая система общества и ее структура
  • Политический лидер
  • Права и свободы личности
  • Психология политической деятельности
  • Психология функционирования власти в сети
  • Ситуационная модель руководства Фидлера
  • Средства массовой информации
  • Формирование политических взглядов личности
  • Что такое власть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь