Никита Глебович (1932— 2003) — российский философ и психолог, специалист в области философских и методологических основ образования. Д-р психологических наук (2002), чл.-кор. РАО (1992). Окончил философский фак-т МГУ им. М.В.Ломоносова(1961). Послеоконча-ния аспирантуры занимался научной работой, в 1975 г. защитил канд. дисс, посвященную познавательной деятельности при формировании осознанного решения задач. С 1991 г. — зав. лабораторией философии и методологии проектирования Института педагогических инноваций РАО. Основная научная деятельность связана с разработкой философских оснований, принципов и методологических средств системного и дея-тельностного подхода и построения систем, реализующихданные подходы в практической области. Осуществил методологический анализ эргономического знания на основе принципов системно-деятельностно-го подхода. Обосновал его двухслойный характер, сформулировал определение эргономики как неклассической научной дисциплины, выдвинул понятие концептуальной структуры деятельности. Разрабатывал философско-психологический аспект рефлексии: ее понятийное определение (как установление отношения между деятельностными организованностями); анализ процесса рефлексии и механизмов его реализации (остановка, фиксация, объективация, отстранение, обращение мыслительных процессов), а так же ее результаты (выделение знаковых форм в виде схем выполненных действий). Другое направление научных исследований А. связано с разработкой философско-методологи-ческих основ проектирования образования. Было сформулировано понятие учебная задача, разработан специальный тип учебных задач на функциональные зависимости, построены методики формирования осмысленного решения задач этого типа (Учебно-познавательная задача (формирование осознанного решения), 1981; Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения, в соавт., 1991). В работах А. обосновывается важность коллективной мыслительной деятельности в образовании, разработано понятие коммуникативная трансляция в обучении. На этой основе разрабатываются принципы реализации новых образовательных технологий, осуществляется построение механизмов реализации игровых, активных форм и методов обучения, имеющих практическую направленность и коммуникативный характер, проводятся организационно-дея-тельностные игры (Использование ОДИ в системе образования, 1992). В.А. Кольцова
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.