|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ЛИДЕРСТВО(от англ. leader - ведущий, руководитель) - 1. Ведущее положение отдельной личности, соц. группы, класса, партии, гос-ва, обусловленное более эффективными рез-тами деятельности (экономич., политич., научн., спортивной и др.). 2. Процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов. Понятие Л. связано с понятиями "управление" и "руководство" (см.). В отличие от лидера руководитель коллектива всегда выступает посредником соц. контроля и административно-гос. власти. Лидер - член группы, добровольно принимающий на себя значительно большую меру ответственности в достижении групповых целей, чем того требуют формальные предписания или общепринятые нормы. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем официальный статус руководителя; неформальный лидер - член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам. Он ведет группу, стимулируя достижение групповых целей и проявляя при этом по сравнению с остальными членами более высокий уровень активности. В социологии существует несколько т.зр. на природу и сущность лидерства. Одна из них - "теория черт" - обосновывает выдвижение лидеров их личными качествами (ум, храбрость, знания и др.). Другая - "ситуационная теория" - обусловливает инициативное поведение личности потребностями сложившейся соц. ситуации (историч. условия, особенности сферы групповой деятельности, специфика групповых задач, целей и т. д.). Марксистская т. зр. выделяет детерминацию Л. общими соц. условиями, своеобразно преломляющимися в конкретной историч. ситуации и в специфике личностных качеств. Понятие Л. стало широко применяться в социологии после известных экспериментов К. Левина (США, 30-е гг.), изучавшего "стиль Л." - систему приемов воздействия лидера на группу. Эти эксперименты выявили три типа Л., по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности. Эксперименты проводились в группах школьников, собравшихся для изготовления масок из папье-маше. Выравненные по индивидуальным и групповым характеристикам, эти группы отличались стилем руководства: авторитарный (все действия членов группы определялись взрослым лидером), демократический (все действия определялись самой группой) и анархический (laissez-faire), когда группа была предоставлена сама себе. Исследования показали прямое влияние стилей Л. на "групповую атмосферу" - соц.-психологич. климат группы, рабочую мотивацию детей и производительность их труда. Лит.: Руководство и лидерство. JL, 1973; Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель коллектива. Л., 1974; Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., 1974. Г.С. Антипина
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|