|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
ИНТУИТИВИЗМ- философско-методологическая установка, ставящая в центр непосредственное, "живое" отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект. Как особое философское направление И. представлен такими мыслителями, как Бергсон, Н.О. Лосский (1870-1965) и др. Понимание интуиции серьезно варьируется у представителей различных философских школ. Так, в учении Бергсона, более всех способствовавшего популярности И., исходное противопоставление интеллекта и интуиции призвано подчеркнуть примат жизни над косной материальностью. Интеллект противостоит интуиции, прежде всего, предметно: он знает только одну материю, потому что его метод работы - рядоположение, расчленение на элементы и установление внешних отношений между ними. Математический формализм Бергсон считает высшим проявлением интеллектуальной деятельности, механизм - общей формой предметности, открытой рациональному познанию. С его точки зрения, математическое естествознание порождено потребностями практической ориентации в мире и потому довольствуется относительностями, достаточными для этого целями. Познание же в собственном, "чистом" смысле слова предполагает незаинтересованное погружение в предмет, преодоление дистанции, которую субъект рационального знания заботливо удерживает по отношению к объекту своего исследования, и потому требует именно интуиции. Определение интуиции как симпатии показывает, что Бергсон в своем И. ориентирован на художественную модель познания в противоположность научной. Искусство порывает с миром внешнего, конвенционального символизма, прозревая подлинную суть вещей. То же самое делает и философия ("метафизика"), которая интенсифицирует до предела познавательные возможности художественной интуиции и позволяет войти в соприкосновение с "абсолютными глубинами" мироздания. Это - знание-переживание, которое принципиально не может быть концептуализировано. В отличие от Бергсона в своей трактовке интуиции Гуссерль отталкивается от картезианской модели математического знания. Для него она есть, прежде всего, "сущностное видение", "идеация", непосредственное созерцание общего, как, напр., в геометрии, когда перед нашим умственным взором возникает геометрическая фигура и нам важен только ее тип, а не размеры, способ начертания или к.-л. другие случайные эмпирические признаки ее появления в нашем сознании. Общую установку И. Гуссерль обобщил в виде так называемого "принципа всех принципов", согласно которому всякий вид интуиции образует законный источник познания; поэтому все, обнаруживающее себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает. Это установка на описание - в противоположность конструированию или дедукции из общих предпосылок. Но это - описание не эмпирических фактов, а "идеальных сущностей" - смыслов, непосредственно открывающихся философскому сознанию, концентрирующемуся на постижении сущности, "эйдоса", а не факта или соотношения фактов. Эта операция переключения внимания с факта на смысл получила название редукции. Поэтому редукция, по Гуссерлю, есть необходимое условие "идеации", т.е. интеллектуальной интуиции. Шелер распространил феноменологический И. на иные сферы, сформулировав положение об "эмоциональном априори", представляющем собой "интуицию ценностей", которая реализуется в актах любви и ненависти со всеми градациями этих чувств. Учение Шелера послужило одной из предпосылок экзистенциализма, в котором интуиция потеряла гносеологические характеристики и превратилась в особый способ бытия человека в мире. М.А. Киссель
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|