Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ИНТУИТИВИЗМ



ИНТУИТИВИЗМ

- философско-методологическая установка, ставящая в центр непосредственное, "живое" отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект.  Как особое философское направление И. представлен такими мыслителями, как Бергсон, Н.О. Лосский (1870-1965) и др. Понимание интуиции серьезно варьируется у представителей различных философских школ. Так, в учении Бергсона, более всех способствовавшего популярности И., исходное противопоставление интеллекта и интуиции призвано подчеркнуть примат жизни над косной материальностью. Интеллект противостоит интуиции, прежде всего, предметно: он знает только одну материю, потому что его метод работы - рядоположение, расчленение на элементы и установление внешних отношений между ними. Математический формализм Бергсон считает высшим проявлением интеллектуальной деятельности, механизм - общей формой предметности, открытой рациональному познанию. С его точки зрения, математическое естествознание порождено потребностями практической ориентации в мире и потому довольствуется относительностями, достаточными для этого целями. Познание же в собственном, "чистом" смысле слова предполагает незаинтересованное погружение в предмет, преодоление дистанции, которую субъект рационального знания заботливо удерживает по отношению к объекту своего исследования, и потому требует именно интуиции. Определение интуиции как симпатии показывает, что Бергсон в своем И. ориентирован на художественную модель познания в противоположность научной. Искусство порывает с миром внешнего, конвенционального символизма, прозревая подлинную суть вещей. То же самое делает и философия ("метафизика"), которая интенсифицирует до предела познавательные возможности художественной интуиции и позволяет войти в соприкосновение с "абсолютными глубинами" мироздания. Это - знание-переживание, которое принципиально не может быть концептуализировано.

В отличие от Бергсона в своей трактовке интуиции Гуссерль отталкивается от картезианской модели математического знания. Для него она есть, прежде всего, "сущностное видение", "идеация", непосредственное созерцание общего, как, напр., в геометрии, когда перед нашим умственным взором возникает геометрическая фигура и нам важен только ее тип, а не размеры, способ начертания или к.-л. другие случайные эмпирические признаки ее появления в нашем сознании. Общую установку И. Гуссерль обобщил в виде так называемого "принципа всех принципов", согласно которому всякий вид интуиции образует законный источник познания; поэтому все, обнаруживающее себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает. Это установка на описание - в противоположность конструированию или дедукции из общих предпосылок. Но это - описание не эмпирических фактов, а "идеальных сущностей" - смыслов, непосредственно открывающихся философскому сознанию, концентрирующемуся на постижении сущности, "эйдоса", а не факта или соотношения фактов. Эта операция переключения внимания с факта на смысл получила название редукции. Поэтому редукция, по Гуссерлю, есть необходимое условие  "идеации", т.е. интеллектуальной интуиции. Шелер распространил феноменологический И. на иные сферы, сформулировав положение об "эмоциональном априори", представляющем собой "интуицию ценностей", которая реализуется в актах любви и ненависти со всеми градациями этих чувств. Учение Шелера послужило одной из предпосылок экзистенциализма, в котором интуиция потеряла гносеологические характеристики и превратилась в особый способ бытия человека в мире.

М.А. Киссель

Просмотров: 338
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • А.Бергсон: Интеллект. Инстинкт. Интуиция
  • БЕРГСОН
  • БЕРГСОН АНРИ
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • Гуссерль: Учение о жизненном мире и кризисе европейского человечества
  • ЗНАНИЕ СЕБЯ
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • Механицизм как особый способ исследования
  • НАУКА ОБ ОСНОВАХ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Объект и субъект познания
  • ПЕРЕОЦЕНКА ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ
  • РЕЛИГИЯ В ПРЕДЕЛАХ ТОЛЬКО РАЗУМА
  • Развитие интеллектуальной сферы
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • ТЕОРИЯ ИНТУИЦИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • Учение Гуссерля о мире. феноменологический идеализм, феноменологическая редукция
  • ФИЛОСОФИЯ - ИСТОЧНИК ВСЕХ ЕРЕСЕЙ
  • Человек – мера всех вещей
  • Человек в мире тьмы вещей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь