БЕРГСОН

(Bergson) Анри (1859-194]) — французский философ и психолог, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма и философии жизни. Автор концепции жизненного порыва и творческой эволюции. Образование получил в лицее Кондорсе в Париже. Затем окончил Высший педагогический ин-т (Высшую Нормальную школу, 1878—1881). В 1881 — 1888 гг. преподавал в лицеях Арье и Клермон-Ферране, где с 1883 г. руководил кафедрой философии в лицее Блеза Паскаля. Подготовил две дис: Идея места у Аристотеля (на лат. яз.) и Опыт о непосредственных данных сознания, в которой изложил идею длительности. В 1888 г. вернулся в Париж и в 1889 г. защитил обе дис. В 1896 г. опубликовал книгу Материя и память, в которой предложил оригинальную концепцию памяти и афазии, вызвавшую интерес у философов и психологов. С 1897 г. — профессор философии Высшей Педагогической школы (Эколь Нормаль), а с 1900 по 1914 г. — профессор философии Коллеж де Франс. Преподавал историю греческой философии и современную философию. В существенной степени содействовал обновлению проблематики и методологии современной философии. С 1901 г. — чл. Академии моральных и политических наук, с 1914 ее президент, член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). В 1911—1915 читал курсы лекций в США, Англии и Испании. Первый президент (с 1922 г.) Комиссии Лиги наций по интеллектуальному сотрудничеству (будущая ЮНЕСКО). Почетный член Лондонского общества психических исследований. Во время Второй мировой войны правительство Виши предложило Б. не проходить обязательную для евреев процедуру регистрации, но он отказался. Умер в оккупированном нацистами Париже. В своих исследованиях Б. в качестве философского метода использовал интуицию. Описывая правила философского метода, подчеркивал, что проверка на истинность или ложность должна относиться к самим проблемам. Ложные проблемы подлежат изъятию из сферы размышлений, а соответствие истины и творчества должно достигаться на уровне постановки проблем. Правда в том, подчеркивал Б., что для философии, и не только для нее, речь идет скорее о нахождении проблемы и, следовательно, о ее формулировке, чем о ее решении. Ибо спекулятивная проблема разрешается, как только она соответствующим образом поставлена. Под этим Б. имеет в виду, что в такой ситуации решение проблемы существует, хотя оно может быть скрытым, не лежать на поверхности. Единственное , что остается сделать, так это открыть его. Но постановка проблемы — не просто открытие, это — изобретение. Открытие должно иметь дело с тем, что уже существует (актуально или виртуально); значит рано или поздно оно определенным образом должно произойти. Изобретение же наделяет бытием то, чего на самом деле не существует; оно могло бы никогда не произойти. Уже в математике, а еще более в метафизике, изобретательское усилие чаще всего состоит в порождении проблемы, в созидании терминов, в каких она будет ставиться. Итак, постановка и решение проблемы всегда близки к тому, чтобы уравняться: подлинно великие проблемы выдвигаются только тогда, когда они разрешимы. С точки зрения Б. не менее важным правилом философского метода выступает также необходимость переоткрывать истинные различия по природе или сочленения реального. Для этого и служит интуиция, призванная разделять элементы, отличающиеся по природе. Б. исследовал проблемы времени, его динамической природы,особенностей восприятия, существования и функционирования психического (субъективного) времени. Выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия. Развивал положение о том, что знание в формах интеллекта отображает реальность всегда односторонне, поскольку интеллект неразрывно связан с практикой. Разработал концепции жизненного порыва и творческой эволюции . Критиковал механицизм и плоский эволюционизм. Испытал влияние идей психоанализа и психоаналитически ориентированных учений. В свою очередь оказал влияние на психоанализ и другие течения глубинной психологи своими исследованиями проблем бессознательного психического, подпочвы сознания, сознания и сверхсознания (Этюд о непосредственных данных сознания, 1889). Анализ вопросов сновидений,сопереживания, творчества, свободы дан Б. в его работах: Творческая эволюция, 1907; Восприятие изменчивости, 1911; Сновидения , 1914; Духовная энергия, 1919. Неоднократно подвергался давлению, и некоторые его произведения были внесены католической церковью в Индекс запрещенных книг. Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко.

Просмотров: 1281
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ДОСТОЕВСКОГО»
  • В преддверии философии Нового времени. Неосхоластика. Фр. Суарес
  • ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
  • ДУША В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Классический период греческой философии
  • Натурфилософский период греческой философии
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные понятия и проблемы античной философии. Обзор
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Основные проблемы и идеи философии Камю
  • Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (МКБ 313.3)
  • ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ
  • ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИИ
  • ПРОБЛЕМЫ МИРА И ВОЙНЫ
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • Проблемы СМИ
  • РЕАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Супружеские проблемы.
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь