ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

противоположность интересов людей, занятых физич. трудом и умств. трудом. П. м. у. и ф. т. возникла на той ступени развития обществ. разделения труда, когда утвердилось господство частной собственности и появились антагонистич. классы, т. е. в период становления рабовладельч. строя. Общей причиной появления и существования П. м. у. и ф. т. является относит. неразвитость производит. сил, охватывающая антагонистич. период истории человеч. общества и приводящая к тому, что неизбежным становится такое обществ. разделение труда,  при к-ром большинство населения занято физич. трудом, а неболь­шая часть общества, принадлежащая к господствующе­му классу, руководит работами, занимается гос. дела­ми, наукой и иск-вом.

К. Маркс и Ф. Энгельс подчёркивали, что «разде­ление труда становится действительным разделением лишь с того момента, когда появляется разделение ма­териального и духовного труда» (Соч., т. 3, с. 30). Это не означает, что существовала абс. монополия эксплуататорских классов на умств. труд. Так, при рабовладельч. строе, когда всякий труд считался не­достойным делом для свободного человека, рабам передоверялись мн. функции умств. труда: из среды рабов готовились учёные, врачи, учителя, артисты и др. В феод. обществе антагонистич. противоречия между умств. и физич. трудом углубились в связи с усилением противоположности между городом и дерев­ней. Умств. труд стал монополией дворянства и духовенства.

В условиях капитализма отделение интеллектуаль­ных сил процесса произ-ва от ручного труда и превра­щение их во власть капитала над трудом получает своё завершение. По мере развития производит. сил гл. обр. из среды господствующих классов выделялась интеллигенция, профессионально занимающаяся умств. тру­дом. Но развитие производит. сил общества вызывает также необходимость в грамотных и культурных рабо­чих. Борьба рабочего класса за свои права приводит к сокращению рабочего дня и созданию определ. условий для получения и расширения образования. Это способст­вует повышению общеобразоват. и культурно-технич. уровня рабочего класса. Граница между классом эксплуатируемых и классом эксплуататоров в совр. условиях но совпадает с делением на людей, занятых физич. и умств. трудом. При капитализме эксплуата­ции подвергается и значит. часть работников умств. труда, низший, а часто и средний персонал инж.-технич. и науч. работников и служащих. Совр. уровень развития производит. сил (комплексная механизация и автоматизация произ-ва) объективно вызывает не­обходимость в сочетании физич. труда с умственным и создаёт условия для ликвидации П. м. у. и ф. т. Однако капиталистич. производств. отношения мешают устранению этой противоположности, ибо способствуют закреплению существующей антагонистич. классовой структуры, усиливают кастовость правящей элиты.

В условиях социализма ликвидация эксплуататор­ских классов, изменения в характере труда, в культурно-технич. уровне рабочего класеа и крестьянства привели к ликвидации П. м. у. и ф. т. и создали новые отношения рабочего класса, крестьянства и интелли­генции. Вместе с тем на первой фазе коммунизма сохраняются определ. неантагонистич. социально-экономич. различия между умств. и физич. трудом. Они заключаются в следующем. 1) Характер труда работников, занятых умств. деятельностью, как правило, значительно отличается от характера труда людей, занятых физич. трудом, хотя и существуют профессии и специальности, в к-рых умств. и физич. труд переплетаются друг с другом. 2) Культурно-технич. уровень (общее и спец. образование) работников умств. труда в массе своей более высок, чем у людей, занятых физич. трудом. 3) Работники умств. труда, занимающие руководящие должности на произ-ве, в управлении, в н.-и. учреждениях и орг-циях, получают за свой качественно более сложный труд соответственно более высокую долю вознаграждения, чем работники физич. труда. Культурно-бытовой уровень жизни  этой части работников умств. труда также отличается от уровня жизни работников физич. труда. 4) При одинаковом доступе к образованию, ко всем благам культуры и науки всего народа фактически интеллигенция их использует в относительно большей мере. Развитие системы обучения, направленное на укрепление связи высшей школы с произ-вом, введение всеобщего обязательного 10лет­него ср. образования, повышение заработной платы низко и среднеоплачиваемых групп трудящихся играют важную роль в выравнивании условий для обучения всей молодёжи. 5) Нек-рые неантагонистич. противо­речия между работниками умств. и физич. труда свя­заны с взаимоотношениями между руководителями и руководимыми в процессе произ-ва. Преодолеваются эти противоречия путём вовлечения масс в управление произ-вом, развития всех многообразных форм участия в нём коллективов трудящихся в результате расшире­ния прав проф. орг-ций, повышения роли производств. совещаний, рабочих собраний и т. п.

К. Маркс и В. И. Ленин, придавая исключит. значе­ние проблеме ликвидации П. м. у. и ф. т., указывали на необходимые условия её разрешения. Маркс в «Критике Готской программы» предсказывал, что в полной ме­ре П. м. у. и ф. т. исчезнет лишь на высшей фазе развития коммунистич. общества. Ленин писал, что интеллигенция останется «...впредь до достижения са­мой высокой ступени коммунистического общества...» (ПСС, т. 44, с. 351). Преодоление различий между умств. и физич. трудом происходит на протяжении периода строительства коммунизма благодаря осуществ­лению комплекса таких социально-экономич. процес­сов, как изменение характера обществ. разделения тру­да, постепенное вытеснение, а затем и ликвидация малоквалифицированного физич. труда, а также пре­одоление однобокой специализации работников как физич., так и умств. труда, в конечном итоге осу­ществление всеобщей автоматизации произ-ва; повыше­ние культурно-технич. уровня рабочих и крестьян; по­вышение культурного уровня и уровня физич. разви­тия всех работников как физич., так и умств. труда; постепенное (на основе коренного изменения в харак­тере и уровне развития производит. сил) слияние функций умств. и физич. труда в высшем синтезе - в коммунистич. труде; уменьшение социальных различий в условиях труда и быта, а затем и полное их устранение на основе роста производительности труда и подъёма благосостояния.

На определ. этапе высшей фазы коммунизма будут ликвидированы социально-экономич. различия между умств. и физич. трудом, а уровень общих и спец. зна­ний, к-рые получат трудящиеся, будет столь высоким, что отпадёт нужда в сохранении групп людей, исклю­чит. специальностью к-рых было бы руководство произ­водственной и др. обществ. сферами. Функции управ­ления обществом и произ-вом останутся и при комму­низме, но они будут выполняться высококвалифициров. людьми поочерёдно. Ленин предсказывал, что в будущем обществе «...все будут управлять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял» (там те, т. 33, с. 116, см. также т. 38, с. 320). Комму­нистическая партия поставила программную задачу вести дело к тому, чтобы государственный платный ап­парат сокращался, чтобы навыками управления овла­девали всё более широкие массы и работа в этом аппа­рате в перспективе перестала быть особой профессией.

Просмотров: 1552
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • ЗАКОН РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
  • Изменения в процессе труда
  • ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ
  • ОПТИМАЛЬНАЯ ЗОНА УСЛОВИЙ ТРУДА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ОПЕРАТОРА
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Труда условия
  • Условия труда
  • Условия труда
  • Условия труда
  • Условия труда
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • УСЛОВИЯ ТРУДА
  • Условия труда -
  • Факторы роста производительности труда
  • ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
  • Экспертиза условий труда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь