СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

– философское понятие, в раскрытии существа которого В.А.Лекторским, С.Л.Рубинштейном и др. были введены методологически существенные для психологии характеристики субъекта, которые затем позволили применить понятие «С.п.» в области психологии мышления. Главными были представления о способах, механизмах познавательной деятельности, о ее активном творческом характере. Это понятие представило альтернативу трактовке познания как простого отражения действительности, утверждению его бессубъектного безличного характера, альтернативу требованию абстрагироваться от субъективности познания как противоречащей его истинности. Это направление критики догматизма официальной марксистской гносеологии совпадало с развитием Фейерабендом понятия «мнение», точка зрения ученого, работам М.Полани о личностном знании. Так была преодолена трактовка познания как исключающего субъекта и как достигающего истины лишь логическими средствами. Развитие наук, революции идей обнаружили отсутствие непрерывности в развитии человеческого познания, а в радикальной смене теорий – открылась и была признан роль авторских концепций и способов мышления ученых, т. е. его субъектов.

В отечественной психологии – особенно в теории обучения как теории объясняющей и практически регулирующей процесс индивидуального познания – до определенного момента существовала точка зрения, согласно которой учащемуся должна быть преподнесена логика человеческого знания. Позднее, она уступила место субъектному подходу, уделявшему внимание познавательным интересам, способностям, мотивации и самому механизму мышления познающего. Однако и до сих пор как в трактовке индивидуального познания, так и общения, отсутствовала ориентация на раскрытие специфики познания социального мира, мира человеческих отношений. В школьных программах не существовало задач, имеющих своим содержанием человеческие отношения, не раскрывались возможности познания и понимания другого человека, а лишь предметного мира.

А.А. Бодалев начал разработку проблемы социальной перцепции восприятия человека человеком и наметил поход к социальному интеллекту.

В последний период появились исследования в области социальной психологии (Г.М.Андреевой, К.А.Абуль­хановой и др.), раскрывающие специфику социального интеллекта и социального познания. И лишь в разработке проблемы социального мышления был реализован субъектный подход, необходимый для раскрытия специфики социального познания (в частности, дающего возможность выявить потребности такого рода познания).

Для акмеологического подхода к С.п. особенно существенна проблема социального познания и мышления. Все профессии типа «человек-человек» (по Е.А.Климову), вся область социальной работы, государственной службы, вся деятельность управления, предполагающие работу с людьми, с кадрами, с взаимоотношениями людей (служебными и личными), требуют мышления об их личности, профессионализме, отношениях, а также познания современной социальной действительности во всей конкретности ее изменений, противоречий, институций, структур. Для профессионала как С.п. не только необходимо знание всей социальной реальности, но владение этически, профессионально и личностно адекватными способами руководства, управления людьми, влияния на них, их развития, способностями устанавливать взаимопонимание, разрешать конфликты и недоразумения. Профессионал такого профиля должен достигать искусства работы с людьми на основе мышления-анализа, обобщения представлений, интерпретаций и т. д. социальной реальности, межличностных отношений, правовых и организационных норм и, главное, мышления о людях, включающего ценностное отношение к ним.

Просмотров: 1407
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • Американское просвещение: Представления о процессе познания
  • ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • Объект и субъект познания
  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • Проблема познания людьми друг друга в отечественной психологии
  • ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ  
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ
  • СТИХИЙНО – ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ  И  ОБЪЕКТ  ПОЗНАНИЯ:  ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • Теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь