ПОПОВА Надежда Ивановна

(12.10.1877, Москва, — нач. 1950-х гг., там же), педагог, канд. пед. наук (1935), доцент (1934). Пед. деятельность начала учителем Моск. гор. нач. уч-ща (1894). По окончании ист. отделения Высш. жен. курсов в Москве (1899) преподавала в нач. школе (до 1917), зав. 2-й Опытной школой им. К. А. Тимирязева МОНО (1919—27), чл. комиссии Наркомпроса по составлению программ (1927—30). Вела преподавательскую деятельность в Центр. ин-те повышения квалификации работников нар. образования (1931—32), в Гор. пед. ин-те (1932—40) и науч. исследовательскую в НИИ нач. школы (1937—38), в НИИ теории и истории педагогики (1944—48).

До 1917 в организованном ею «Кружке Моск. . гор. учительниц» разработала ориг. программу нач. обучения, в к-рой стремилась реализовать в единстве принципы трудовой школы и комплексной системы. Программа П. строилась на идеях интеграции отд. направлений нач. образования. Как предмет выделялся лишь курс «мироведения», способствующий формированию целостного мировоззрения на основе активно-деятель-ностного подхода. Концепция школы, программы и метод. рекомендации обобщены П. в кн. «Четыре года преподавания в нач. школе» (1919).

Активно участвовала в учительском обществ. движении, отстаивала проф. интересы педагогов. В 1905—07 и в 1917 пред. Моск. бюро ВУСа, один из организаторов всеобщей забастовки Моск. , учительства (дек. 1917 — янв. 1918). Выступала против насаждения в школе клас-сово-парт. идеологии. В 1919 на базе 2-й Опытной школы МОНО создала «Школу жизни» — тип. шк. общины, в к-рой стержнем уч.-воспитат. деятельности являлись трудовое воспитание, взаимодействие с окружающей жизнью, исследоват. методы и игровые формы в обучении. Уч. процесс строился на методе проектов. Программа летних занятий предусматривала с.-х. опытниче-ство и осмысление мира природы. В городе П. организовала уч. заведение, позднее названное «Школой полного дня». О пед. эффективности методики П. свидетельствовала подготовленная учащимися кн. «Как мы живём и работаем в нашей "Школе жизни"» (1925). Свой опыт П. обобщила в кн. «Школа жизни» и «Метод проектов и школа жизни» (1926). Составила программы для 1- 2-й групп нач. школы (1927).

В 30-х гг. после ликвидации опытно-показательных учреждений разрабатывала вопросы методики преподавания географии на основе краеведч. материала, отражённые в уч. и метод. лит-ре: «География в нач. школе» (1933, соавт.), «Учебник географии» для 3—4-х кл. (1935), «Метод. пособие для учителей нач. школы» (раздел географии, 1938). В 40-х гг. подготовила на большом фактич. материале работы (остались в рукописях) по истории отеч. школы и педагогики [«Из истории с.-х. труда в нач. школе», «Очерки теории и практики передовой рус. педагогики (1900—1917)», «Опытно-показательные школы НКП РСФСР»], где отразила стремление рос. педагогов создать новую трудовую школу, основанную на принципах свободного развития детей, стимулирующую их творческую активность.

Соч.: К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; От нашего края в широкий мир, M. (соавт., ред.); Методы трудовой школы, М., 1929; О планировании шк. работы, М., 1929; Материал к программе нулевых групп школы I ступени, М., 1930 (соавт.); Как живет и изменяется наша земля, M.

Лит.: Меньшикова Е. А., «Школа жизни» Н. И. Поповой, НШ, 1990, № 2; Богуславский М. В., Соловьев В. А., «Школа жизни» Поповой, «Магистр», 1992, № 6. М. В. Богуславский

 

Просмотров: 2219
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • БИЗНЕС-ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ
  • ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
  • От школы отказ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • Три главных мотива трудовой школы
  • Уклад (жизни) школы
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь