СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ

, кафедральные школы, в эпоху средневековья ср. уч. заведения при соборах (епископских кафедрах). в крупнейших городах Европы. Возникли в 11 - нач. 12 вв., когда монастыри утрачивали своё значение для образования мирян, сосредоточив обучение во внутр. монастырских школах. Распространению С. ш. способствовали постановления церк. соборов 1179, 1215. Осн. целью создания С. ш. было обучение будущих клириков, однако они служили и для подготовки к светской деятельности. Гл. внимание в С. ш. уделялось релит, воспитанию, соблюдалась строгая дисциплина, поддерживаемая постоянным надзором за учениками. На 1-м этапе ученики получали элементарное образование (чтение, письмо, основы грамматики, счёт, церк. пение). Затем, в зависимости от типа школы, изучались предметы тривиума (лат. грамматика, диалектика, риторика). или тривиума и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Во многих школах на основе изучения древних языков предусматривалось чтение духовных и светских сочинений (в т. ч. антич. авторов). В курс лучших С. ш. включались сведения по естествознанию, медицина, основы права, иногда физич. воспитание. Образование в С. ш., опираясь на методы схоластич. педагогики, содержало элементы науч. знания и имело более абстрактный характер по сравнению с монастырскими школами, ориентированными на практич. деятельность по книго-писанию (см. Средние века). Единых критериев, определяющих содержание и принципы преподавания, не существовало, успех обучения во многом зависел от индивидуальности педагога.

Осн. контингент С. ш. составляли учащиеся из привилегированных сословий (преим. гор. аристократии, родовой знати), однако во многих школах могли обучаться и дети из бедных семей, к-рые обеспечивались жильём и содержанием.

С 12 в. С. ш. заняли приоритетное положение в системе образоват. институтов средневековья, способствуя развитию центров образования в крупных городах. В связи с потребностью общества в регулярном светском образовании с едиными критериями проф. подготовки учащихся и уровня преподавания наиб. значит. ельные С. ш. (в Париже, Болонье, Салерно, Монпелье, Палермо, Оксфорде и др. городах). были преобразованы в кон. 12—13 вв. во всеобщие школы (Stu-dia generalia), а затем в ун-ты.

Лит.: Шмидт К., История педагогики К. Шмидта, изложенная во всемирно-ист, развитии и в органич. связи с культурною жизнью народов, т. 2, История педагогики от И. Христа до Реформации, М., 1879; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№. Y.), [1969]; Bowen J., Ahistoryofwesterneduca-tion, v. 2, L., [1975].

Просмотров: 3302
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Мыслители средневековья: основные доктрины схоластической философии. Боэций — учитель средневековья
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание)
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Фобия школы
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь