|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ—область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., И.п. рассматривает историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса. Состав, содержание и задачи И.п. видоизменялись и обогащались в ходе её развития. В исследовательской литературе представлено несколько точек зрения на определение предмета И.п. - от узкой, сводящей предмет И.п. к изучению развития практики и теории целенаправленного учебно-воспитательного процесса, до предельно широкой, которая раздвигает границы И.п. до исторического анализа всех воспитательных влияний, определяющих процесс социокультурного формирования человека, т.е. до истории социализации. Пространственно-временное и предметное многообразие педагогической реальности даёт объективные основания для различных классификаций историко-педагогического знания. По широте охвата историко-педагогического процесса выделяются всемирная И.п. и И.п. отдельных стран, регионов; по членению этого процесса на исторические эпохи: И.п. первобытного общества, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени; по преобладанию в обществе того или иного социально-экономического уклада: И.п. первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического, социалистического общества. С 70-х гг. 20 в. активизируется разработка цивилизационного подхода к историко-педагогическому процессу. Классификация историко-педагогических исследований пока ещё недостаточно разработана. Одна из возможных её схем - выделение исследований по характеру решаемых задач (методологические, конкретно-исторические, историографические и др.). Изучением принципов и методов выявления, отбора, анализа и использования историко-педагогических источников занимается историко-педагогическое источниковедение - специальная историко- педагогическая дисциплина, получившая развитие в 70-80-х гг. 20 в. Новой, формирующейся специальной историко-педагогической дисциплиной является также педагогическая историография, изучающая историю развития историко-педагогического знания. Как вспомогательная дисциплина историко-педагогическая библиография решает задачи выявления, описания, систематизации историко-педагогической литературы и научного осмысления этих процессов. Первые работы историко-педагогического характера появились в конце 17 в.: К. Флёри - во Франции, Д. Морхоф - в Германии. Первым опытом создания собственно историко-педагогического труда можно считать книгу К.Э. Мангельсдорфа "Опыт изложения того, что в течение тысячелетий говорилось и делалось в области воспитания" (1779). Автор рассматривал И.п. не как самоцель, а как средство для правильной оценки школьной практики предложений по реорганизации школьного дела. В конце 18 в. вышла книга Ф.Э. Рукопфа "История школьного и воспитательного дела в Германии" (1794). В 1-й половине 19 в. историко-педагогический материал стал органичной частью мн. исследований по теории воспитания (например, 4-томный труд Ф.Г.Х. Шварца). Среди специальных исследований по общей И.п. изданные в Германии 2-томник Ф. Крамера "История воспитания и обучения в древности" (1832-38) и труд К. Раумера "История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени" (1843-52; русский перевод 1875-78). В общем числе публикаций преобладали труды по истории отдельных образовательных систем и национальных традиций в педагогической теории. Обстоятельностью и большим количеством фактического материала отличались "История педагогики..." (т. 1-4, 1860-62; русский перевод 1877-81) К. Шмидта, а также составленная под руководством К.А. Шмида "История воспитания..." (т. 1-5, 1884-1902). Значительное влияние на И.п. в западноевропейских и других странах оказали труды Ф. Диттеса, Т. Циглера и других немецких педагогов. В их работах наряду с обширным фактическим материалом содержался анализ педагогических идей в связи с эволюцией философии, этики и др. 2-я половина 19 и начало 20 вв. отмечены стремлением авторов найти обобщающий подход к рассмотрению всеобщей И.п. Такие работы появились в Германии (Шмидт, П. Барт), Франции (Ш. Летурно, Ж.Г. Компейре), США (П. Монро), России (М.И. Демков, П.Ф. Каптерев и др.). Определились несколько характерных подходов: философско-теоретический, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием всей совокупности социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный - анализ педагогических идей и практики воспитания как одной из составных частей общекультурного развития общества. Наиболее масштабное издание было предпринято в Германии, где К. Кербах начал издавать серию "Педагогические памятники" (св. 60 тт., 1886-1938). Появились также серийные издания, адресованные педагогам-практикам. В исследованиях 1-й половины 20 в. значительное место по-прежнему занимали труды, которые освещали философско-теоретические традиции в педагогике, идейные влияния и их воздействие на цели воспитания и образования, педагогическую практику (в Германии - Г. Штёккерт, в Англии - У. Мак-Каллистер, Р. Раск, в США - Р. Улич, Л. Коул). Стала отчётливой тенденция монографического изучения крупных педагогических проблем. Усилилось внимание исследователей к истории национальных школьных систем и различных типов учебных заведений, государственной политики и законодательства в сфере образования. Таковы, например, исследования Ф. Паульсена по истории немецких средних школ и университетов; труды Р. Буна, Э. Кабберли; О. Каднера по истории образования в США и др. Заметным вкладом в И.п. стали историко-педагогические труды Р. Альта. В 60-70-е гг. в США, Великобритании, Франции, ФРГ и других странах сформировалось течение, условно называемое "новой историей педагогики". Для работ его представителей характерно особое внимание к связям между культурой, общественным сознанием, педагогикой и социальной политикой, стремление выявить социокультурную обусловленность воспитания и образования и их обратное влияние на развитие общества. Характерной чертой мн. исследований представителей "новой истории педагогики" является включение в анализ современной обществоведческой проблематики. В 60-70-е гг. эта черта проявилась, в частности, в социально-критической направленности некоторых исследований по отношению к укоренившейся идеализации государственной образовательной политики, её противоречиям. Развитие образования рассматривалось в ряде работ с точки зрения усиления идеологического контроля государства и совершенствования школы как инструмента социального контроля, прослеживалась тенденция к жёсткой социальной стратификации и воспроизводству социального неравенства через образовательные структуры. Характерной в этом отношении является работа Д. Тьйака (Англия) "Самая лучшая система" (1974), в которой выявлены факторы заметного снижения уровня работы американских городских школ по сравнению со школами пригородов, где живут более обеспеченные слои населения, за период с начала 20 в. до 60-х гг. Актуализация историко-педагогических исследований проявилась также в ряде работ, связанных с анализом социальной мобильности выпускников школ и взаимосвязи развития системы образования и структуры занятости населения. В ряде стран существуют национальные и международные историко-педагогические общества, выходят журналы и другие периодические издания по истории педагогики. Отечественная И.п., начав свой путь от частных и разрозненных историко-педагогических наблюдений, сформировалась в самостоятельную область научного знания. Первые попытки обращения к историческому опыту педагогики были сосредоточены гл.о. вокруг дидактического наследия Я.А. Коменского. Во 2-й половине 18 в. появились переводы педагогических сочинений Дж. Локка, Эразма Роттердамского и др. Тогда же в работах профессоров Московского университета (А.А. Барсова, Н.Н. Поповского, Х.А. Чеботарёва) были предприняты первые опыты теоретического осмысления наследия ряда зарубежных педагогов. В 1-й половине 19 в. историко-педагогические исследования заметно расширились. Были сделаны первые опыты собирания и публикации материалов по истории просвещения в России (П. Кеппен, "Материалы для истории просвещения в России...", ч. 1-3, СПБ, 1819-27), создания хронологических сводов русского школьного законодательства (1830), историко-статистических обзоров развития школьного дела (1849-54) и т.д. В 40-х гг. в ряде учебных заведений было начато преподавание И.п. по программе, разработанной В.Ф. Одоевским. В конце 50-х гг. П.Г. Редкин провёл первый историографический анализ важнейших зарубежных работ по И.п., сделав вывод, что эти сочинения "представляют или только собрание материалов, или же произвольную схему... читатель видит Первую попытку осмысления предмета И.п. предпринял в 1860 Л.Н. Толстой, который видел задачу И.п. в историческом изучении не только целенаправленной и организованной педагогической деятельности, но всех воспитательных воздействий общественной жизни, формирующих человека. Во 2-й половине 19 в. расширились собственно историко-педагогические исследования и активизировалось привлечение историко-педагогических знаний для фундаментальной разработки теоретико-педагогических и социально-педагогических проблем. В этом смысле показательны труды К.Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании" (1857) и "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (т. 1-2, 1868-69). В 60-х гг. появилось первое на русском языке систематическое пособие по общей И.п. - трёхтомный труд Л.Н. Модзалевского "Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времён до наших дней". В 70-90-х гг. публикации некоторых историко-педагогических исследований, нацеленных в основном на изучение отдельных звеньев системы образования, оказались необходимым этапом на пути к назревавшим образовательным реформам. В конце 19 - начале 20 вв. интенсивно разрабатывались история воспитательно-образовательной практики, история педагогического знания. Вышли монографии: Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, "Народное образование в России" (1900); Н.В. Чехов, "Народное образование в России с 60-х годов XIX века" (1912); И. Алешинцев, "История гимназического образования в России" (1912); труды по истории отдельных отраслей: И.М. Максин, "Очерк развития промышленного образования в России. 1888-1908 гг." (1909) и др. Исследовались отдельные этапы истории отечественной школы (С.В. Рождественский), история различных учебных заведений. Новым явлением в историко-педагогической литературе стали труды по истории общественной деятельности в области образования, истории отдельных педагогических общественных организаций, журналов. Разработка теоретических основ педагогики вызвала появление работ, посвящённых истории педагогических идей и обширных персонализированных исследований, были опубликованы работы об отечественных педагогах: И.И. Бецком, Н.Ф. Бунакове, Н.А. Корфе и др. В центре внимания вновь оказалось творчество Коменского и Ушинского, идеи которых получили новое звучание в связи с задачами обновления научных оснований педагогики. Процесс осмысления истории педагогических идей отразился в ряде обобщающих трудов и учебных курсов по истории педагогики: М.И. Демков, "История русской педагогии" (ч. 1-3, 1895-1909), П.Ф. Каптерев, "История русской педагогии" (1909) и др. Важной отличительной чертой обобщающих историко-педагогических работ 90-х гг. было осознание значимости И.п. для решения современных проблем образования. Органическое слияние исторической и современной педагогической проблематики, прямое "вмешательство" истории в современность отличали труд Каптерева. Т.о., к 1917 И.п. в России сложилась в целостную самостоятельную область научного знания. В развитии И.п. после 1917 выделяются осн. этапы: до середины 30-х гг.; 2-я половина 30-х - середина 50-х гг.; 2-я половина 50-х - конец 70-х гг.; с начала 80-х гг. (продолжается). Гл. тенденция первого этапа - переосмысление историко-педагогического материала с позиций марксизма и создание на этой основе обобщающих работ и учебных курсов по И.п. (Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич и др.). В 20-х гг. появились также первые конкретно-исторические работы, проблематика которых была непосредственно связана с актуальными задачами строительства новой системы просвещения, становления трудовой школы (М.М. Рубинштейн, А.А. Фортунатов, А.У. Зеленко, Медынский и др.). Для второго этапа характерны тенденции в развитии И.п., связанные с преодолением негативного отношения к отечественному педагогическому наследию. Наряду с обобщающими трудами Медынского, Ш.И. Ганелина, Е.Я. Голанта и др. в эти годы вышло значительное число монографий по истории отечественной школы (Н.А. Константинова и В.Я. Струминского, В.З. Смирнова, И.В. Чувашева и др.). Разрабатывалась история частных методик и школьных учебников - исследования А.В. Ланкова, М.С. Лопатухина, Я.А. Ротковича, А.П. Юшкевича и др. С конца 30-х гг. стали выходить издания избранных сочинений русских и зарубежных педагогов, была выпущена 4-томная "Хрестоматия по истории педагогики" (1935-40). В конце 50 - 70-х гг. вышли в свет крупные монографии по истории советской школы и педагогики Ф.Ф. Королёва, Т.Д. Корнейчика и З.И. Равкина, А.И. Пискунова, К.И. Салимовой, С.А. Фрумова и др. Активизировалось изучение истории отдельных направлений образования в России - профессионального (среднего и высшего, в т.ч. университетского) и т.д. Расширению возможностей осмысления путей русской школы и педагогической теории способствовали историко-педагогические исследования, проводившиеся в союзных республиках СССР. Общий характер развития советской И.п. в 60- 70-х гг. оставался экстенсивным: продолжалось расширение фактографической базы исследований, их тематики и географии, при незначительном методологическом и теоретическом их углублении, при определённой внутренней замкнутости И.п. и изоляции её от смежных научных дисциплин. Интегративные тенденции начали набирать силу только в начале 70-х гг. Тогда же появились первые обобщающие тома серии "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР": 18 - 1-я половина 19 вв. (1973), 2-я половина 19 в. (1976), периоды 1917-41 (1980) и 1961-86 (1987). Позже вышли тома, посвящённые периодам: с древнейших времён до конца 17 в. (1989) и конец 19 - начало 20 вв. (1991). Значительно расширилась публикация педагогического наследия: с 1973 в серии "Педагогическая библиотека" изданы избранные сочинения Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева и др. С 1985 стала публиковаться "Антология педагогической мысли народов СССР". С конца 70-х гг. активизировалась разработка теоретико-методологических проблем И.п. (исследования Пискунова, Равкина, Э.Д. Днепрова, Ф.А. Фрадкина, Б.М. Бим-Бада и др.). Ведётся источниковедческая работа, вызванная введением в научный оборот широкого круга новых историко-педагогических источников, а также историографические исследования по И.п. Отмеченные процессы подготовили вступление отечественной И.п. в современный этап её развития, органически связанный с начавшимся в середине 80-х гг. движением к обновлению России. Гл. задачами И.п. становятся научное и духовное очищение историко-педагогического знания, освобождение его от ортодоксальности, догматизма, конъюнктурных деформаций и пр. И.п. как учебный предмет преподаётся в высших и средних педагогических учебных заведениях. Элементы И.п. включены в общие курсы педагогики, которые читаются в университетах, институтах физкультуры и некоторых других вузах. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|