СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

в России конфессиональные уч заведения Содержание и методы образования и воспитания в старообрядчестве в основном продолжали традиции др. Руси (см Средние века). После раскола Рус православной церкви и начала правительств преследований старообрядцев со 2-й пол 17 в староверы не могли больше получать образование в гос. школах, т к оно сопровождалось принудит присоединением детей к новообрядной церкви. В районах проживания староверов в 17—18 вв организовывалось обучение, ориентировавшееся на практику монастырских и приходских школ, существовавших на Руси до раскола. В обстановке гонений со стороны светской власти и синодальной церкви формирование уч заведений в старообрядч среде первоначально происходило стихийно, характер и объем преподавания во мн зависели от местных условий.

Перед С.Ш. стояли 2 осн. задачи дать религ. и нач общее образование, т с восполнить утрату доступа к гос. школе, а также готовить старообрядч церковнослужителей, церк. певчих, иконописцев Обучение сосредоточилось в крупных центрах староверия Одним из первых среди них была Выговская пустынь в Поморье (нач 18 в). Большой вклад в организацию обучения был сделан настоятелем Выговской пустыни А Денисовым (1674—1730), старообрядч богословом и писателем, создавшим при обители богатое книгохранилище, преподававшим богословие и ораторское иск-во.

Начало систематич. образованию детей в С III было положено основателем Преображенского старообрядч (беспоповского). монастыря в Москве И А Ко-вылиным (1731—1809). В нач 19 в в одном из зданий монастыря создана духовная школа, в к-рой обучались мальчики из числа сирот, призреваемых в Преображенском богаделенном доме Воспитание было подчинено задаче подготовки старообрядч наставников и уставщиков Детей обучали чтению на церк. -слав яз по богослужебным книгам - Псалтыри, Часослову и др. в определенной манере, принятой при богослужениях, - «погласицей», знаменному церк. пению Важным предметом являлся закон Божий, преподававшийся по книгам Большой и Малый Катехизис В богословской подготовке особое внимание уделялось отличиям староверч церкви от новообрядцев Воспитанники, имеющие соответствующие склонности, обучались иконописи, переписыванию богослужебных книг Место общеобра-зоват знаний, в частности арифметики, было достаточно скромным Жизнь уч-ща подчинялась общим правилам монастырского устава учащиеся участвовали в богослужениях, носили принятую в монастыре одежду, соблюдали установленный распорядок жизни, предписывавший, в частности, избегать всякого общения с нестарообрядч миром Важнейшей задачей считалось воспитание учащихся в духе «древлеправославного благочестия», соблюдение традиционных в старообрядчестве норм этики и внеш. поведения

По образцу моек Преображенской школы в 1-й четв 19 в велось обучение в Ярославской, Тверской, Нижегородской, Саратовской, Новгородской, Рижской, Казанской, Симбирской губерниях, на Дону и Кубани - в общинах, считавших своим центром Преображенскую староверч общину Школы подобного типа появились в кон 18 - нач 19 вв у старо-веров-поповцев в Иргизских монастырях (Саратовская губ). и на Рогожском кладбище в Москве

Во 2-й четв 19 в с началом царствования Николая I С III были запрещены, в результате чего значит. число рус людей оказалось лишенным элементарного образования До 60-х гг 19 в дети староверов обучались в секретных, подпольных школах Численность учащихся (мальчиков и девочек). в них обычно составляла 10—20 чел. Установленных программ не было, курс обучения определялся возможностями преподавателя.

Официально С. ш. были восстановлены в 60—70-х гг. 19 в. Так, в Риге открылось трёхгодичное старообрядч. уч-ще для мальчиков в возрасте от 7 до 14 лет.н. девочек 7—11 лет. В нём преподавались закон Божий, рус. язык, арифметика, духовное пение, чистописание, история, география, для девочек - рукоделие. В 1890 в Риге Об-вом для воспитания бедных детей был открыт старообрядч. приют. Подобные уч-ща и приюты создавались в Москве, др. центрах староверия.

После выхода в 1905 Манифеста о свободе вероисповедания сеть старообрядч. уч. заведений существенно расширилась, были созданы казённо-приходские уч-ща в основном того же типа, что и церк.-приходские школы офиц. церкви. Бело-криницкой иерархией (староверы-по-повцы). был учреждён в 1912 шестиклассный Старообрядческий ин-т в Москве. Его программа включала 30 предметов, из к-рых 12 - богословские, остальные - общеобразовательные. Организации обучения молодёжи уделили большое внимание 1-й (1909). и 2-й (1912). Соборы старообрядцев-поморцев (беспо-повцев). в Москве. Планы издания учебников, составление программ преподавания обсуждались на съезде наставников-учителей старообрядч. приходов России (1911, Двинск).

При всех сложностях, вызванных преследованиями и ограничениями деятельности, С. ш. достигли значит. успехов в обучении. Старообрядч. население практически повсеместно отмечалось высоким уровнем грамотности как мужчин, так и женщин.

После Октября 1917 в РСФСР. старообрядч. уч. заведения были закрыты. За её пределами крупным образоват. центром оставалась Гребенщиковская старообрядч. община в Риге. В 30-х гг. было организовано два Вселатв. съезда старообрядч. вероучителей. Значит. вклад в образование внёс И. Н. Заволоко (1897- 1984), автор двух учебников по закону Божьему и истории церкви, считающихся лучшими, издатель журн. «Родная старина» (1928—31), основатель кружка ревнителей старины, пропагандировавшего знания об истории и традициях староверия.

В кон. 1980-х - нач. 90-х гг. началось возрождение образоват. деятельности старообрядч. церкви. При Центр, совете Древлеправославной Поморской церкви Латвии действует Рижское старообрядч. духовное уч-ще - спец. уч. заведение, осуществляющее подготовку причта для молитвенных храмов староверов-поморцев. Переиздан ряд учебников, в т. ч. книги Заволоко. При приходах образованы воскресные С. ш. Для старообрядч. воспитания традиционно стремление не только дать детям нек-рую сумму религ. знаний, но и приучить их к строгому соблюдению норм православной нравственности, обычаев, правил внеш. поведения, активному участию в богослужении, в жизни церк. общины.

Просмотров: 1382
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »О ЦЕРКВИ»
  • »О, ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • Восточные православные церкви
  • Догмат о Церкви
  • ЕВАНГЕЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ОТЛУЧЕНИЕ ОТ ЦЕРКВИ
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке
  • Отделение церкви от государства
  • Отлучение от церкви
  • Отцы церкви
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ЦЕРКВИ
  • ПРАВОСЛАВНЫЕ АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ
  • Протестантские церкви
  • Реформатские церкви
  • СИНОД РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Христианские церкви
  • Церкви Христа
  • Черные церкви



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь