ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ

в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством Становление нач церк. школы как особой ветви нар. образования относится к первым десятилетиям 18 в Духовный регламент (1721). предписал учреждать всесословные уч-ща при архиерейских домах (архиерейские школы). и монастырях Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой С 1730 архиерейские школы стали преобразовываться в духовные семинарии, число же нач уч-щ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным

Созданные по Уставу 1804 приходские уч-ща рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных МНП, однако преподавали в них гл. обр. священники и причетники Нач школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Святейшего Синода В 1836 последовало распоряжение Николая I об устройстве школ при церквах и монастырях К 1851 духовенство располагало более чем 4,7 тыс. нач школ (93 тыс. учащихся).

Просветительская деятельность Рус правосл церкви заметно активизировалась в сер. 19 в К 1861 духовенством было основано ев 18 тыс. нач уч-щ (320 тыс. учащихся), за к-рыми закрепилось название «церковно-приходских школ» (назывались также «священнические школы», «церковные школы», «школы для поселянских детей»).

Сторонники церк. школ утверждали, что лишь религ. просвещение близко народу и способно дать прочное нравств. воспитание. Видную роль в церк. -школьном движении 60-—70-х гг 19 в сыграл С А Рачинский

Большинство обществ. деятелей либеральной ориентации выступало против церк. школ, ссылаясь на кастовую замкнутость духовенства, занятость священников, отсутствие у них спец. пед. знаний Распространению подобных взглядов способствовали реальные недостатки в устройстве таких школ Они, как правило, не имели постоянных источников финансирования и содержались за счет личных средств священников, располагались в домах клириков или церк. сторожках, не имели педагогически апробированных уч пособий, единой программы обучения.

Распространение Ц -п III вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны мн земств (см Земства и просвещение). МНП через директоров и инспекторов нар. уч-щ фактически подчинило в 70-е гг церк. школы своему адм управлению Многие церк. уч-ща перешли в ведение земств, выделявших на них спец. ассигнования К 1881 сохранилось ев 4 тыс. Ц -п III с 106 тыс. учащихся

Отношение к церк. школе стало меняться на рубеже 70—80-х n 19 в в период обществ. потрясений Комитет министров в 1879 и 1881 постановил, что духовенству должно быть предоставлено «преобладающее участие в заведовании народными школами» Эта программа была реализована К II Победоносцевым, во многом опиравшимся на опыт Рачинского.

В 1884 утверждены Правила о Ц -п III, выводившие эти уч-ща из подчинения МНП Для заведования школами при Синоде учреждался Училищный совет, к-рому подчинялись соответствующие епархиальные советы с наблюдателями, а им, в свою очередь, - училищные отделения советов с окружными наблюдателями При духовных семинариях учреждались образцовые нач школы Духовному ведомству были также подчинены общинные элементарные «школы грамоты», а также воскресные школы для взрослых.

Предусматривалось создание одно-классных и двухклассных уч-щ со сроком обучения 2 и 4 года (в нач 20 в курс был увеличен до 3 и 6 лет). Руководил обучением в церк. школе священник, он же часто был и учителем Ему помогали, как правило, члены семьи и причетники, иногда - специально назначенные учителя (ими часто становились выпускники двухклассных школ). В программу Ц -п III входили закон Божий, церковное пение, церк. -слав чтение, рус язык, арифметика, чистописание В двухклассных школах преподавались также начала русской и церковной истории Все предметы (кроме арифметики). рассматривались как развитие и дополнение закона Божьего

Победоносцев настаивал, чтобы церк. школы просвещали народ «в простоте мысли, не отрывая его от той среды, где совершается жизнь его и деятельность» При преподавании рус языка запрещалось «задаваться побочными целями, например сообщением учащимся разнообразных сведении из окружающего мира» Для учеников было обязательным чтение молитв утром и вечером, перед началом учебы и после ее завершения, посещение церкви по воскресеньям и праздникам, участие в церк. чтении и пении При нек-рых школах устраивались хоры, религ. -нравств. чтения, открывались библиотеки.

Правительство наращивало ассигнования на Ц -п III (с 55 тыс. руб в 1882 до 10,3 млн руб в 1903), практически приостановив субсидии на нач светские уч-ща Значит. средства на церк. школу стало выделять и земство (в 1900—457 тыс. руб), нек-рые земства передавали свои школы духовенству В 1887, 1893 и 1895 ставился вопрос о сосредоточении всех нач школ в одном ведомстве К 1903 число церк. школ (включая школы грамоты). достигло 44 тыс. (ок 1/2 всех нач уч-щ в России). Обучалось в них ок 2 млн чел (ок 1/3 всех школьников).

Несмотря на значит. рост числа школ, в их устройстве сохранялись мн недостатки учитывая занятость священников, руководители духовного ведомства попытались возложить преподавание на дьяконов или выпускников духовных семинарий, ожидающих принятия сана, однако первых было мало, вторые смотрели на учительство как на временную должность и пренебрегали им Бюрократизированная система духовного ведомства стесняла самостоятельность священников и учителей, отсутствие приходского самоуправления не позволяло обеспечить церк. школы за счет обществ. средств, в то время как казенных ассигнований явно недоставало (в 1903 на одну земскую школу в среднем тратилось в 3 раза больше средств, чем на церковную). Качество преподавания, образоват. уровень учителей в церк. школах были ниже, чем в светских

В связи с началом рус -япон войны гос. ассигнования на церк. школу сократились Кол-во школ стало уменьшаться, в 1911 их числилось ок 38 тыс. Гос. дума в 1911 предложила подчинить церк. школы МНП (проект отклонен Гос. советом), впоследствии это решение было утверждено Временным пр-вом После Окт революции церк. школа ликвидирована пост СНКот24дек 1917 «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению»

В кон. 80-х гг началось возрождение нач церк. уч-щ как учреждений правосл образования для мирян Архиерейский собор Рус правосл церкви (кон 1994). предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизич кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне» Устройство таких заведений вменяется в обязанность каждому приходу.

Просмотров: 1698
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • Архиерейские школы
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОБРАЗЦОВЫЕ ШКОЛЫ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Школы воскресные



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь