|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ— институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1-го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (6 в.), связано становление М.ш. в Византии и Западной Европе. Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М.ш. принимались дети 5-7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности. Во внешних М.ш. преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума. Внутренние М.ш. давали более высокий уровень образования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались также медицина, греческий язык, предусматривалось чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в М.ш. было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Практическими потребностями быта предусматривалось обучение ремёслам и начаткам агрономии. В женских монастырях образование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучением рукоделию и женским ремёслам. В 13в. монахи-францисканцы открывали элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения и создали значительное количество рукописных учебников и руководств. Разновидностью М.ш. можно считать школы, готовившие певчих. К концу 12 - началу 13 вв. обучение сосредоточилось в основном во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам. Однако М.ш. сохраняли своё значение вплоть до 14- 15 вв., а в южнославянских странах - до 16 в. В Древней Руси М.ш. не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Школы для девочек открывались в 12 в., но не получили распространения. В 14 в. развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. В 17 в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре, в которое для преподавания свободных искусств приглашались иноки из киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий, развитием профессионального образования в 18 в. монастыри частично утратили своё просветительское значение. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|