МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

— институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1-го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (6 в.), связано становление М.ш. в Византии и Западной Европе. Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М.ш. принимались дети 5-7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности. Во внешних М.ш. преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума. Внутренние М.ш. давали более высокий уровень образования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались также медицина, греческий язык, предусматривалось чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в М.ш. было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Практическими потребностями быта предусматривалось обучение ремёслам и начаткам агрономии. В женских монастырях образование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучением рукоделию и женским ремёслам. В 13в. монахи-францисканцы открывали элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения и создали значительное количество рукописных учебников и руководств. Разновидностью М.ш. можно считать школы, готовившие певчих. К концу 12 - началу 13 вв. обучение сосредоточилось в основном во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам. Однако М.ш. сохраняли своё значение вплоть до 14- 15 вв., а в южнославянских странах - до 16 в. В Древней Руси М.ш. не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Школы для девочек открывались в 12 в., но не получили распространения. В 14 в. развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. В 17 в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре, в которое для преподавания свободных искусств приглашались иноки из киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий, развитием профессионального образования в 18 в. монастыри частично утратили своё просветительское значение.

Просмотров: 1172
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • БИЗНЕС-ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • Второе значение образования как результата
  • ГАРНИЗОННЫЕ ШКОЛЫ
  • ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
  • НОРМАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • ОБЪЕДИНЁННЫЕ ШКОЛЫ
  • ОТ ШКОЛЫ, ОТКАЗ
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОБОРНЫЕ ШКОЛЫ
  • СОВЕТ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ
  • ЦЕРКОВНОПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ЦИФИРНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ПРОРОКОВ
  • Школы профессиональной психологии
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь