МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

институт духовного наставничества в монашестве и проф. подготовки духовенства. В сер. 1-го тыс. до п. э. в буддийских монастырях Индии возникли своего рода шкалы, обучение в к-рых состояло из нравств. бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (VI в.), связано становление М. ш. как важнейшего образоват. института в Византии и Зап. Европе периода раннего средневековья. Различались внутренние школы (scholae interio-res) — закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы (scholae extc-riores), располагавшиеся вне монастырской ограды, к-рые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М. ш. принимались дети 5—7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности, что обусловило разнообразный социальный состав учащихся (аристократия, среднее дворянство, светские клирики, крестьянские дети). Во внеш. М. ш. преподавались основы грамотности (чтение, письмо, счёт), богослужебное пение, реже предметы тривиума (грамматика, диалектика, риторика). Внутр. М. ш. обычно давала более высокий уровень образования: изучали тривиум, а часто и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку), теологию. В лучших школах преподавались также медицина, греч. язык; предусматривалось чтение духовных и светских соч., в т. ч. антич. авторов. Отличит, особенностью образования в монастырях было преобладание кропотливого (нередко механического) труда по книгописанию и пере воду рукописей, хранившихся в монастырских б-ках. Практич. потребностями быта монастырей было продиктовано обучение ремёслам и начаткам агрономии во мн. М. ш. (как внутренних, так и внешних); с их деятельностью связывается появление первых с.-х. школ. В жен. монастырях образование девочек обычно ограничивалось чтением, письмом, пением; они обучались также рукоделию и жен. ремёслам.

В 13 в. монахи-францисканцы открывали в городах элементарные школы для детей из беднейших слоев населения и создали Значит. кол-во рукописных учебников и руководств. При сравнительно низком уровне обучения эти школы были более доступными и по численности учащихся намного превосходили бенедик-тинские школы.

Разновидностью М. ш. можно считать школы, готовившие певчих для хоров в капеллах Богородицы монастырских церквей, к-рые получили развитие в 13 в. в связи с распространением культа Девы Марии. Школы размещались в комнате или домике раздатчика милостыни, у ворот монастыря; хористы часто обеспечивались жильём и питанием. Гл. задачей этих школ было религ.-нравств. воспитание и обучение пению, преподавалась также грамматика. В Зап. Европе наиб. Значит. центрами образования были монастыри в Фульде и Хиршау (Германия); Туре, Корби, Беке, Клюни (Франция); Санкт-Галлене (Швейцария); Кентербери (Англия); Монтекассино (Италия). К кон. 12 — нач. 13 в. обучение сосредоточилось в осн. во внутр. школах и ориентировалось на потребности монастырей, ограничивая тем самым круг учащихся. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам, создававшимся в это время в крупных городах. Однако М. ш. сохраняли своё образоват. значение вплоть до 14—15 вв., а в южнослав. странах -до 16 в.

В Др. Руси с 11 в. монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако М. ш. не были регулярным уч. заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1—3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров лит. работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский монастырь (осн. в 1051). В 12 в. при жен. монастырях открывали школы для девочек. Однако они не получили распространения. В 14 в. развивались школы Моск. , и подмоск. монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Анд-роникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования, церк.-слав. языка, в них много внимания уделялось книгописанию. В 17 в. благодаря деятельности Моск. , просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов к-рого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф. М. Ртищевым было основано уч-ще при Андреевском монастыре, в к-рое для преподавания свободных иск- в были приглашены иноки из Киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Моги-лянской и Моск. . Славяно-греко-лат. академий, развитием в 18 в. проф. образования монастыри частично утратили своё просветит. значение.

ЛитИванов К. А., Средневековый монастырь и его обитатели, П.; Т и — хомиров M. H., Средневековая Москва в XIV — XV вв., М., 1957; Карсавин Л. П., Монашество в ср. века, М., 1992; Power E., Medieval English nunneries с. 1275 to -1535, Camb., 1922; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№, Y.), [1969]. M. M. Баришанская.

 

Просмотров: 2381
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »ОБ ОТДЕЛЕНИИ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА И ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ»
  • АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ШКОЛЫ
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ШКОЛЫ
  • БРАТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ГОРОДСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГОРСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
  • ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
  • ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ОТ ЦЕРКВИ
  • САМОУПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЫ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Уклад (жизни) школы
  • Фобия школы
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ-КОММУНЫ
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь