ВАСИЛИД


ВАСИЛИД
(?????????) (2 в. н.э.) – философ-гностик, родом из Сирии, жил в Антиохии, Александрии, Персии. Вместе с др. представителями гностицизма учил об аб с. "полноте" бытия, недоступной никакому знанию и стоящей выше всякого бытия. Путем излияния из этой "полноты" образуется множество разного рода мифологич. существ, возникают небо и все персонажи христ. вероучения. Т.о., языч. пантеизм отождествляется здесь с христианством. Путем целого ряда космич. переворотов преодолевается зло, возникшее в результате отдаления от "полноты", и торжествует вечная истина "полноты". Соч. В. до нас не дошли. Источниками являются Ириней Лионский ("Сочинения...", СПБ, 2 изд., 1900) и Ипполит ("Philosophumena", в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... acur. J. P. Migne, t. 16, v. 3, col. 3293–321).
Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, [т. 2], СПБ, 1910, с. 197–209; Uhlhorn G., Das Basilidianische System, Gottingen, 1855; Foerster W., Von Valentin zu Herakleon, Giessen, 1928; The Jung Codex. A newly recovered gnostic papyrus, three studies by H. C. Puech, G. Quispel, W. C. Unnik, L., 1955.
А. Лосев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ВАСИЛИД
    ВАСИЛИД (??????????, ?????????) — гностический учитель 2 в. Согласно христианскому ересеологу 4 в. Епифанию Кипрскому, учился в Антиохии у гностика Менандра вместе с другим известным гностиком Саторнилом. В 120—140-е гг. проповедовал свое учение в Александрии. Наиболее известным последователем Василида был его сын Исидор. Секта его последователей существовала еще в 4 в. Василид написал собственное Евангелие и комментарий на этот труд в 24 книгах (Exegetica—сохранились незначительные фрагменты). Писал также стихотворные произведения (оды, псалмы), до нас не дошедшие. Реконструкция его учения затрудняется крайней противоречивостью источников. Согласно Иртею Лионскому, система Василида начинается с серии эманации: от нерожденного Отца происходит Ум (????), от Ума—Логос и далее по порядку—Мысль (????????), Мудрость (София), Сила (???????). Затем — 365 ангелов, каждый из которых творит небо (365 небес соответствуют 365 дням года), а ангелы нижнего неба творят материальный мир. Христос в этой системе был Умом, посетившим наш мир, но его распятие не было реальным. Спасение заключается в знании (гносис) Ума. Ипполит Римский, однако, пересказывает более сложное и оригинальное учение, одной из основных особенностей которого является отсутствие представления об эманации: в основе всего сущего—Ничто, Несущее (??? ????), содержащее в себе “панспермию” — все формы бытия. Не-сущее (или не-сущий Бог) порождает единосущное (?????????) себе трехчастное сыновство (?????? ????????) и ряд архонтов. Иисус в этом варианте учения выступает как тот, кто противостоит Великому Незнанию (??? ??????? ???????) и разделяет смешанное.
    Различие двух доктрин может объясняться тем, что Ириней изложил раннее учение Василида, а Ипполит позднее.
    Лит.: Сидоров А. И. Гностицизм и философия: учение Ваеилида по Ипполиту.—В кн.: Религии мира: история и современность." Ежегодник. 1982. M., 1982; Лосев А. Ф. История античной эстетики: итоги тысячелетнего развития, кн. 1. M., 1992, с. 269—274.
    Я. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 708
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ
  • ИППОЛИТ Римский
  • ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ
  • ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ
  • КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
  • РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
  • Учение
  • Учение
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
  • ЭСТОНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • лао учение
  • учение
  • учение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь