УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ


УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
зародившаяся в глубокой древности, генетически связана с филос. традицией др. народов Ср. Азии и Ирана. Культурная, этнич. и территориальная близость способствовала консолидации и взаимопро-никновению филос. идей этих народов. Поэтому деятельность и влияние таких выдающихся представителей науч. и филос. мысли Ср. Азии, какими были аль-Хорезми, Фараби, Авиценна, Бируни, – не ограничивается пределами Мавераннахра (территория совр. Узбекистана) и имеет не только национальное, но и интернац. значение.
9–10 вв. – важный этап в развитии феодализма в Ср. Азии; он связан с образованием сильного централизов. гос-ва Саманидов (875–999) со столицей в Бухаре, добившегося независимости от араб. завоевателей. Развитие эмпирич. знаний стимулировало материалистич. тенденции во взглядах на природу, противостоявшие господствовавшей в стране спекулятивной мусульм. догматике – каламу. Родоначальниками естеств.-науч. мысли в Ср. Азии считаются известный астроном и математик аль-Фергани (9 в.) и аль-Хорезми (790–847) – астроном, географ, основоположник системы исчисления и новой отрасли математики – алгебры. Труды аль-Хорезми "Астрономические таблицы" и "Трактат о солнечных часах", переведенные на лат. яз., оказали влияние на развитие европ. науч. мысли. Абу Наср Фараби, учившийся в Бухаре, а затем в Багдаде, вопреки исламу, высказывал идеи об объективном существовании материального мира. Пантеистич. в целом мировоззрение Фараби настолько отличалось от идеологии офиц. ислама, что мусульм. духовенство обвинило ученого в безбожии и подвергло его преследованиям. Идейное наследие Фараби – один из источников мировоззрения Авиценны. В своих осн. трудах Авиценна говорил о вечности существования материи, двигателем к-рой является ее творец – бог, о нераздельности тел и их формы, роли органов чувств в процессе познания и т.п. Подобно Фараби, Авиценна был объявлен еретиком и долгие годы был вынужден жить на чужбине. Современником Авиценны был хорезмиец Бируни – автор трудов по истории, астрономии, минералогии. Гл. внимание Бируни уделяет опытному изучению предметов, что и определило стихийно-материалистический в целом характер его мировоззрения.
Во 2-й пол. 10 и нач. 11 вв. в Мавераннахре (Бухара, Самарканд и Фергана) стал распространяться суфизм. В Узбекистане суфизм получил начало от школы Юсуфа Хамадани (12 в.), в к-рой имелись разные течения. Первое, наиболее крупное, связанное с именем ученика Хамадани Ходжи Абдулхалика Гиждувани, зародилось и распространилось гл. обр. в гор. кругах. Осн. тезисы учения Хамадани: уединение в обществе, странствие на родине, внешне – с людьми, внутренне – с богом (см. И. М. Муминов, Выдающиеся мыслители Ср. Азии, 1966, с. 13). Основатель второго направления в суфизме Ахмад Ясеви Ходжа (ум. в 1166) был также учеником Юсуфа Хамадани. Осн. идеи школы Ясеви изложены в его кн. "Хакмат" ("Премудрость"), написанной в стихах: отречение от мира вещей, призыв к аскетизму и "умерщвлению плоти", проповедь смирения и покорности. Ясевизм оказал отрицат. влияние на духовную жизнь народов Мавераннахра. Нашествие Чингисхана нанесло в 13 в. тяжелый удар экономике и культуре Ср. Азии.
В конце 14 и 1-й пол. 15 в. наблюдается заметный подъем экономической и культурной жизни страны. Ясевизм с его проповедью "отказа от всего в этом мире" теряет свое влияние и сменяется новым течением суфизма, основателем к-рого явился Мухаммед Бахааддин Накшбенди (ум. в 1389 в Бухаре). Восстановив осн. идеи Юсуфа Хамадани, накшбендизм выступал против ясевистского аскетизма и мистицизма, проповедовал радость бытия, труда и познания, оказав положит. влияние на развитие культуры народов Ср. Азии 14–15 вв.
После смерти Тимура (1405) его сыну Шахруху удалось прекратить феод. междоусобицы, начавшиеся после смерти отца, установить в стране относит. спокойствие и создать два самостоят. гос-ва: Хорасанское с центром в Герате и Мавераннахрское со столицей в Самарканде, где правил сын Шахруха Мухаммед Тарагай, более известный под именем Улугбека (1394–1449). Будучи энциклопедически образованным человеком, Улугбек прославился как покровитель наук и просвещения. Он собрал вокруг себя ученых, талантливую молодежь и руководил их исследованиями; построенная им в Самарканде обсерватория по своим размерам и оснащенности превосходила все подобные сооружения, воздвигнутые в то время в др. странах мира. Улугбек сам занимался астрономией и математикой. Созданные им астрономич. таблицы в течение 200 лет оставались непревзойденными по своей точности (см. т.н. Кары-Ниязов, Астрономич. школа Улугбека, М.–Л., 1950). Стихийно-материалистич. взгляд на природу сочетался у Улугбека с прогрессивными для того времени социологич. идеями, к-рыми он руководствовался в управлении страной. Политика Улугбека вызвала сильную оппозицию мусульм. духовенства; в 1449 Улугбек был убит, а его обсерватория в Самарканде разрушена религ. фанатиками.
Современником Улугбека был Алишер Навои (1441–1501) – выдающийся поэт, крупный гос. деятель и мыслитель. В основе миропонимания Навои лежит пантеизм; в противовес мистицизму аскетов-суфиев Навои писал, что именно земная жизнь действительна и прекрасна, и в ней человек должен находить высшую радость: "хороша роза сада вселенной, но лучше всего – роза жизни" (цит. по кн.: Муминов И. М., Выдающиеся мыслители Ср. Азии, 1966, с. 19).
В 16–18 вв. между Бухарским и Хивинским ханствами, а с конца 18 в. – и Кокандским ханством шла непрерывная опустошит. борьба. Крупным представителем общественно-филос. мысли этого периода был Мирза Абдулкадир Бедиль (1644–1720). Родители его, узбеки по происхождению, во время феод. смут переехали в Индию, где он родился и жил. Писал Бедиль по-таджикски. Его имя, связанное с развитием трех культур, и поныне пользуется огромной популярностью и в Индии, и в Узбекистане, и в Таджикистане. Прогрес. филос. взгляды Бедиля изложены в его учении Вахдати Мавджуд ("Единство сущего"), к-рое отличают признание вечности и несотворенности природы, мысль об органич. единстве материи, духа и божественной субстанции, "разлитой" в мире, призыв к знанию, к труду. В рамках своей пантеистич. философии Бедиль критиковал культивировавшуюся исламом теорию предопределения.
Новый этап в развитии узб. культуры наступил со 2-й пол. 19 в. Присоединение Узбекистана к России привело к политическим, экономическим и социальным изменениям в жизни узб. народа, к-рые создали благоприятные условия для развития просветительских и демократич. идей. Характерные черты передовой идеологии этого времени отражены в произведениях лучших ее представителей – Фурката (1858–1909) и Мукими (1851–1903), боровшихся за просвещение народа, пропагандировавших наряду с нац. традициями изучение и усвоение лучших образцов рус. и европ. культуры. Идейными преемниками Фурката и Мукими были сатирик Убайдулла Салих Завки (1853–1921), поэт-просветитель Аваз Отар оглы (1884– 1919) и Садриддин Айни (1878–1954) – один из зачинателей узб. сов. лит-ры и основоположник тадж. сов. лит-ры. Ценный вклад в развитие общественной и филос. мысли Узбекистана внес Хамза Хакимзаде Ниязи (1889–1929) – основоположник узб. сов. лит-ры.
С установлением в Узбекистане Сов. власти наступил новый период в развитии узб. филос. мысли, связанный с распространением в республике идей марксистско-ленинской философии. Этот период характеризуется революционной ломкой старого уклада жизни и созданием социалистической экономики и культуры, победой марксистско-ленинского мировоззрения над идеологией ислама, панисламизма и пантюркизма. В республике выросли марксистско-ленинские кадры; были созданы сов. школа, печать; развернулась антирелигиозная, научно-атеистическая пропаганда. Во всех вузах, в особенности после постановления ЦК ВКП (б) о журн. "Под знаменем марксизма" (1931), началось преподавание диалектич. и историч. материализма. К нач. 20-х гг. относится появление перевода на узб. яз. "Манифеста Коммунистич. партии", ленинских работ по нац.-колониальному вопросу, о гос-ве, о задачах Сов. власти. Большая заслуга в популяризации марксистско-ленинской философии принадлежит газетам и журналам, выходившим на узб. яз.: "Ишчилар калкони" ("Щит рабочих"), "Ишчилар дунеси" ("Мир рабочих"), "Маориф" ("Просвещение"), "Коммунист Йy~лдоши" ("Спутник коммуниста") и др.
Важным событием в филос. жизни республики было издание на узб. яз. Сочинений В. И. Ленина (т. 1–30, Таш., 1947–53), к-рые легли в основу филос. исследований в республике. В 1958 в республике был создан Ин-т философии и права АН Узб. ССР. Наиболее серьезными работами, опубл. институтом, были: "Материалы по истории прогрес. общественно-филос. мысли в Узбекистане" (Таш., 1957); уч. пособия на узб. яз. – "Вопросы диалектич. материализма" (Таш., 1958); "Вопросы историч. материализма" (Таш., 1962); "Основы науч. атеизма" (Таш., 1962) и др. В наст. время в Узбекистане насчитывается более 250 преподавателей и науч. сотрудников, работающих в области философии. Из них 12 имеют ученые степени и звания; в их числе 10 докторов наук и 2 профессора. В Ин-те философии и права АН Узб. ССР, а также на 34 филос. кафедрах вузов республики ведется н.-и. работа по след. направлениям: междунар. значение опыта перехода к социализму, минуя капиталистич. стадию обществ. развития (по материалам сов. республик Ср. Азии); решение нац. вопроса; формирование и развитие социалистич. наций, их интернац. сближение (по материалам Узб. ССР); вопросы диалектич. материализма, логики и филос. вопросов совр. естествознания; изучение истории общественно-политич. и филос. мысли народов Ср. Азии; изучение истории марксистско-ленинской философии и ее развития в Узбекистане; изучение истории обществ.-филос. мысли и совр. идейных течений в странах зарубежного Востока; создание уч. пособий по философии на узб. яз. и др.
Лит.: История философии, т. 1–5, М., 1957–61 (т. 1,. с. 239–49; т. 2, с. 419–23; т. 4, с. 258–68; т. 5, с. 383–88); Из истории распространения марксистско-ленинских идей в Узбекистане, Таш., 1962; Муминов И. М., К истории развития филос. и социологич. мысли в Сов. Узбекистане, "Обществ. науки в Узбекистане", 1964, No 8–9, с. 8–21; Кары-Ниязов Т. Н., Улугбек – великий астроном 15 вв., в сб.: Из истории эпохи Улугбека, [Таш., 1965], с. 67–99.
И. Муминов. Ташкент.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 2491
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “Мысли”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНДУИЗМ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • мо-цзы. филос. трактат
  • Мысли навязчивые
  • Мысли сделанные
  • Мысли суицидальные
  • Мысли убегающие
  • Мысли хульные
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Суицидальные мысли
  • тождество мысли
  • тождество мысли и бытия
  • формы мысли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь