тождество мысли и бытия


тождество мысли и бытия
        ТОЖДЕСТВО МЫСЛИ И БЫТИЯ — философско-гносеологическая концепция, возникшая в философии Нового времени и получившая свое развернутое выражение в нем. классическом идеализме И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля.
        Данную концепцию следует рассматривать в общем контексте нововременного и просвещенческого мировоззрения с его уверенностью в силе и могуществе человеческого интеллекта, его неограниченных возможностях в овладении предстоящим человеку мира.
        Предпосылки концепции Т. м. и б. заложены уже в исходных установках классической философии познания Нового времени, утверждающей открытый, прозрачный для познавательных усилий человека характер предмета познания, артикулируемого и контролируемого сознанием человека при определенных его подходах и установках. Осуществляя по отношению к самому себе определенные процедуры рефлексивной «очистки» (напр., устранение «идолов», по Ф. Бэкону), сознание, согласно этим взглядам, может превратиться в «чистое», прозрачное для самого себя самосознание, полностью артикулирующее и контролирующее конструируемый им идеализированный предмет. Таким образом, согласно этой концепции «мы адекватно познаем внешний мир лишь при условии, что одновременно в себе самих, в своем сознании схватываем ту познавательную операцию, при помощи которой он постигался; знание содержания (сущности) исследуемого объекта опирается на внутреннее (рефлексивное) воспроизведение и фиксацию схемы представления предметности этого объекта в сознании» (Мамардашвили М.К., Соловьёв Э.Ю., Швырёв B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Философия в современном мире. Философия и наука. М., 1972. С. 41). Тем самым «все глубины мировых связей прозрачны, доступны для самосознающего субъекта.., нет никаких принципиальных препятствий для универсальной познавателной перцепции.., все объективно сущее... есть выполнение заведомо понятного, заведомо рассчитанного на рациональное постижение универсального порядка» (Там же. С. 45).
        Эта позиция получает свое дальнейшее развитие в нем. классическом идеализме Фихте и Гегеля. Фихте утверждает, что само противопоставление сознанию, мышлению внешнего и независимого от него бытия, Я и не-Я, в терминологии Фихте, является результатом недостаточной активности самого Я. Развитие этой активности приводит к снятию данного противопоставления, к освоению Я этого будто бы независимого от него не-Я. Процесс снятия не-Я в Я для Фихте выступает лишь в потенциальной бесконечности. Гегель же выдвигает и пытается в своей системе обосновать идею полного совпадения мысли и бытия, превращая конечное самосознание фихтевского Я в абсолютное сознание. «Ритмом» работы сознания, осуществляющего это отождествление бытийного содержания с познающей его мыслью, и для Фихте, и для Гегеля выступает диалектика в ее известном схематизме движения познающего сознания от тезиса и антитезиса к синтезу (см. Разум).
        Оппонентом концепции Т. м. и б. в нем. классической философии выступает И. Кант. Разделяя общие для всей классики идеи прозрачности, конструируемое™, «технологичности» «идеализированных предметов», взгляд на то, что мы, в сущности, можем познать в строгом смысле этого понятия лишь то, что мы сами сделали, построили, Кант в то же время подчеркивает ограниченность, относительность, «конечность» подобной идеализации и рационализации, в принципе не способной поглотить, освоить выходящую за ее рамки бесконечность предметности «вещи-в-себе». В этой позиции Канта заключен мощный антидогматический заряд его учения, препятствующий канонизации и абсолютизации концептуальных построений, претендующих на тождество своего содержания с внешней предметностью.
        Для современной эпистемологии, подчеркивающей опосредствование процесса познания концептуально-лингвистическими схемами и моделями в общем и целом, свойственно скептическое отношение к концепции Т. м. и б., тем самым в ней продолжается кантианская традиция отрицания подобного тождества.
        B.C. Швырёв

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1566
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ЦАРСТВА БЫТИЯ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • Анализ Бытия
  • Вертикальные Декаляжи (В Концепции
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЧНОСТЬ БЫТИЯ
  • Книга Бытия
  • Операция В Концепции Ж. Пиаже
  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
  • ФИХТЕ
  • ФИХТЕ
  • ФИХТЕ
  • Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb
  • Царства бытия
  • анализ бытия (existentialanalyse)
  • вера в теории познания и философии науки
  • операция в концепции Пиаже
  • после этого значит по причине этого
  • тождество мысли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь