Язык мысли


Язык мысли
        «ЯЗЫК МЫСЛИ» («The Language of Thought») — книга Джерри Фодора. Издана в 1975 в Кембридже, Массачусетс. В книге содержится попытка объяснить природу мышления путем постулирования некоторого гипотетического языка мышления (Mentalese). Согласно этой гипотезе, наши убеждения, желания и т.п. в некотором отношении связаны и составляют предложения этого языка. Аналогии с естественным языком здесь недостаточны, поскольку для последнего мышление является предпосылкой, а язык мышления, напротив, должен объяснить его. В силу особенностей биологии мозга ясно, что ментальные представления даны не таким же образом, как написанные на бумаге символы; скорее, язык мышления предполагается существующим на когнитивном уровне, оперирующем мыслями и понятиями. Гипотеза «языка мышления» подразумевает решительно рационалистическую модель познания, где многие из основных принципов познания являются врожденными. Аргумент Фодора здесь состоит в том, что люди, которые не знают общественный язык (напр., младенцы) могут думать, и что поэтому некоторая форма языка мышления должна присутствовать врожденно. Этот аргумент направлен против взглядов позднего Л. Витгенштейна, согласно которым общественный язык используется как наш ментальный язык, а человек, который говорит на некотором естественном языке, и думает на этом же языке.
        Фодор дистанцируется от сугубо менталистской позиции, которую он вслед за Г. Райлом называет картезианской, и в то же время отрицает возможность редукции психологических сущностей к нейрофизиологическим. Согласно Фодору, мыслящие существа представляют в уме состояние дел в реальном мире вокруг нас и производят ментальные «вычисления», составляющие процесс мышления. Некоторые дискретные элементы (кодированные символы в мозгу) соотносятся с разнообразными свойствами реального мира (в широком смысле), однако стремятся к тому, чтобы соединиться лишь с некоторым частным множеством этих свойств (в узком смысле). Широкий смысл допускает возможность индивидуальной ошибки (в частном случае корова может быть ошибочно воспринята как лошадь); узкий смысл допускает возможность некоторой совокупности свойств, позволяющей «лошади» функционировать как символу во внутри- и межличностном общении. Существует асимметричная зависимость значения: можно предположить, что неправильное использование слова «лошадь» зависит от правильного использования, но правильное использование не зависит от неправильного.
        В рамках языка мышления символы могут быть связаны в пропозиции (напр., «лошади — это четвероногие животные»), которые хранятся в определенном участке сознания — «ящике убеждений». В «вычислениях» эти пропозиции могут связываться с др. пропозициями, для того чтобы в итоге перейти к пропозициональным установкам (убеждениям, надеждам, страхам и т.д., что «лошадь может быть...»). Целью психологии, с точки зрения Фодора, является установление законов, связывающих эти пропозиции/пропозициональные установки, и такие законы будут верны в силу первичности, элементарности нейрофизиологических механизмов, которые реализуют эти связи. Однако их нельзя свести к этим механизмам: различные механизмы могут реализовывать похожие связи, и наоборот.
        Считается, что в этой работе Фодору удалось четко сформулировать и обосновать те интуиции, которыми де-факто руководствуются психологи, не задающиеся философскими вопросами. Однако предложенная гипотеза вызвала ряд возражений (в частности, у Д. Деннета), связанных, прежде всего, с трудностями в определении отношений между элементами языка мышления и внешним миром, являющимся предметом осмысления.
        М.В. Лебедев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1639
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Блейхера–Худика методика исследования критичности мышления
  • гештальттеория мышления
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • закон мышления
  • ЗАКОН МЫШЛЕНИЯ
  • Закон Мышления -
  • когнитивные типы мышления
  • культура мышления
  • Методики Оценки Дивергентного Мышления
  • МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ
  • мышления нарушения
  • МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ
  • МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
  • нарушение мышления
  • Нарушения Мышления
  • нарушения мышления
  • Нарушения мышления (thought disturbances)
  • оптимизации мышления методы
  • психология мышления
  • ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
  • Расстройство мышления
  • синкретизм мышления
  • СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
  • стиль научного мышления
  • СФЕРА МЫШЛЕНИЯ
  • схема мышления
  • Тугоподвижность мышления
  • формы мышления
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП
  • ЭСТЕТИКА МЫШЛЕНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь