|
гештальттеория мышлениягештальттеория мышления ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ МЫШЛЕНИЯ (от нем. Gestalt — образ, форма, конфигурация) — теория, созданная в 10—20-е гг. 20 в. М. Вертгеймером, К. Коффкой, В. Келером, К. Дункером и другими гештальтпсихологами. В противовес предшественникам, они утверждали, что роль прошлого опыта в нахождении правильного ответа на возникшую проблему совсем невелика: основные события, обеспечивающие решение задачи, происходят в самом мыслительном процессе. Любая задача, «доступная пониманию» (К. Дункер), является в решенном состоянии целостной структурой сознания — гештальтом. Однако до нахождения решения это — «напряженная» система, поскольку она содержит конфликт в своей структуре: противоречие между условиями и целью (требованием), не позволяющее гештальту замкнуться. Именно конфликт «заставляет» решателя двигаться в определенном направлении и предлагать способы его разрешения. Напр., обезьяна, стремясь достать банан, подвешенный высоко к потолку клетки, может использовать деревянный ящик, лежащий в углу, в качестве опоры для прыжка. Для этого его нужно установить в нужном месте клетки. Конфликт задачи в данном случае — недостаточная высота прыжка обезьяны. Функция ящика — «удлинить» прыжок (В. Келер). Если подобные функции «подталкивают» решателя в определенную сторону, говорят о «направленности конфликта» (К. Дункер). Вся конструкция имеет ярко выраженный функциональный характер: условия и требования обладают своими «функциями» только в целостной структуре задачи. Замыкание гештальта — инсайт, или озарение — представляет собой решение задачи. Обычно он связан с яркими переживаниями. Нахождение решения совершается под воздействием двух связанных моментов: 1) конфликта задачи и его направленности и 2) функциональных отношений в рамках гештальта, где искомое задано в качестве набора функций отдельной «части» в структуре целого. Гештальт замыкается в результате нахождения «функционального решения» — основной идеи или принципа решения. В с е это обеспечивает осмысленный характер процесса решения. Удачным психологическим обобщением здесь служит понятие «хорошей ошибки» (В. Келер). В ходе решения задачи человек или животное совершает значительное количество попыток добраться до цели. Большинство этих действий оказываются возможными, но по каким-либо причинам нереализуемыми, способами ее достижения. Эти «хорошие ошибки» свидетельствуют о том, что сформировалось целостное представление проблемной ситуации. Обычно процесс решения состоит именно из их последовательности. «Плохие ошибки» — свидетельство непонимания структурных отношений проблемной ситуации — чаще всего говорят о каких-то серьезных нарушениях процесса решения (напр., о низкой мотивации его участников) или же встречаются на ранних его стадиях, когда адекватное понимание еще только формируется. Все осмысленные ответы, полученные в ходе решения одной задачи, могут быть классифицированы по их «функциональному решению» и собраны в единое «родословное дерево» (К. Дункер). Это еще раз свидетельствует о наличии единого гештальта в основе процесс-решения задачи. В.Ф. Спиридоно Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|