ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ


ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
Истоки прогрессивных традиций венг. философии относятся к эпохе Возрождения. Поэт-гуманист Янус Паннониус (1434–72) писал стихи на лат. языке. Он был известен в Европе как представитель свободомыслия Возрождения, проповедовавший антиклерикальные эпикурей-ские идеи. Венг. мыслитель эпохи Реформации и Контрреформации Апацаи Чери был последователем англ. пуританизма, философии Декарта, борцом за просвещение народа, выступал против обществ. и культурной отсталости. В гл. труде "Венгерская энциклопедия" (Сsere, Janos Apaczai, Encyclopaedia, 1653) он развивал проблемы логики и педагогики.
Опираясь на франц. материализм 18 в., венг. просветители отстаивали последовательно материалистич. мировоззрение. Первым представителем венг. Просвещения был философ-материалист Бешеньеи. В филос. очерках и лит. произведениях Бешеньеи выступал против религии, церкви, феод. гнета, защищал нац. независимость Венгрии; он перевел на венг. язык отрывки из соч. Гольбаха "Система природы". В 90-х гг. 18 в. под влиянием франц. революции в Венгрии возникло респ. революц. движение, одним из первых организаторов и идеологов к-рого был Мартинович. В соч. "Философские мемуары, или Разоблаченная природа" (I. Martinovics, Memoires philosophiques ou la nature devoilee, 1787) под влиянием Гольбаха Мартинович развивал метафизич.-материалистич. взгляды по вопросам теории познания. Он стоял на позициях атеизма и стремился дать материалистич. объяснение совр. ему проблем естествознания, в первую очередь биологии. Пропагандистом идей Просвещения являлся также поэт Чоконаи-Витез (1773–1805).
Жестокое подавление респ. движения 90-х гг. 18 в. и наступление реакции приостановили революц.-просветительскую пропаганду в Венгрии. На первый план выдвинулось влияние нем. романтизма. Однако победа реакции не сняла с повестки дня жгучих вопросов обществ. развития Венгрии – ликвидации феодализма и завоевания нац. независимости. В 1-й пол. 19 в. происходило медленное, но все усиливающееся развитие капитализма, особенно в с. х-ве. Проблемы обществ. прогресса и нац. независимости снова стали центром идеологич. борьбы, находя свое выражение, прежде всего в области развития нац. языка и лит-ры. С требованием реформы выступали и отд. слои венг. дворянства. В этот период, получивший название "эпохи реформ", выступал поэт, критик и философ Кёльчеи (1790–1838), к-рый сочетал в своем творчестве идеи бурж. прогресса и нац. независимости. Его обществ.-политич. идеи были связывающим звеном между венг. просвещением конца 18 в. и революц. демократией 1848. Кёльчеи занимался изучением эстетики, этики и истории философии. Деятель бурж. движения Сеченьи (1791–1860) предложил программу реформ крупного землевладения. В то же время он считал возможным осуществление бурж. прогресса без революции и завоевания политич. независимости страны. Вождь бурж. революции и освободит. войны 1848–49 Кошут (1808–94) считал условием завоевания нац. независимости развитие отечеств. пром-сти и выступил с требованием ликвидации крепостничества. В это время больших успехов достигло естествознание. Математик Я. Бойай (Больяй) параллельно с Лобачевским разработал ряд проблем неэвклидовой геометрии. В "эпоху реформ" в Венгрии получил распространение идеализм Гегеля, а затем философия гегельянцев. Влияние левого гегельянства выражено в творчестве Эрдейи, эстетика к-рого основывалась на объективно-идеалистич. историзме. Он отстаивал народность лит-ры и первым попытался создать историю венг. философии.
Представителями революц. демократизма являлись наиболее последоват. борцы за осуществление революции в Венгрии – Петёфи, Вашвари и Танчич. В их мировоззрении революц. демократизм сочетался с утопич. социализмом. Революц. демократизмом проникнута поэзия Петёфи. В мировоззрении поэта идея нац. независимости сочеталась с идеей "всемирной свободы". Петёфи боролся не только за раскрепощение крестьян, но и против всякого угнетения и эксплуатации, призывая к нар. революции. На историко-филос. взгляды соратника Петёфи – Вашвари – большое влияние оказало гегельянство. Вашвари обосновал революцию как естеств. развитие "мирового духа", употребляя это понятие в смысле "всемирной свободы". Он был сторонником утопич. социализма, особенно идей Кабе. Выразителем интересов крепостного крестьянства был Танчич, к-рый вел борьбу за уничтожение крепостничества и популяризировал идеи утопич. социализма. Участник революции, словак Горарик поддерживал идеи революц. демократизма, выступал с пропагандой материалистич. философии, критикой церкви и религии.
Революция 1848–49 проложила путь интенсивному развитию капитализма, к-рое происходило, однако, по "прусскому" пути, при сохранении остатков феодализма. Отсутствие нац. независимости чрезвычайно осложняло классовую борьбу в Венгрии.
После поражения революции и освободит. войны, в годы реакции и нац. гнета, революц.-демократич. тенденции были вытеснены либерализмом. Кемень (1814–74) проповедовал бесплодность революции, ссылаясь на то, что революция якобы чужда венг. духу, утверждал, что за всяким революц. выступлением кроется опасность пролетарской революции. Этвеш, выступавший до революции с критикой бурж. обществ. отношений, после 1848 в соч. "Влияние господствующих идей 19 века на государство" (J. ?otvos, А XIX szazad uralkodo eszmeinek befolyasa az alladalomra) излагал идеи реакц. бурж. либерализма. Создание в 1867 Австро-Венгрии представляло собой сделку венг. земельной аристократии и австр. буржуазии. Офиц. идеологией послереволюц. периода стал реакц. бурж. либерализм. Консерватизм в области философии проявлялся в господстве религ. учений и идеалистич. систем (неокантианство, позитивизм и т.д.). Бурж. демократизм развивался гл. обр. в творчестве поэтов и писателей. С позиций, близких к революц. демократизму, писатель Ади (1877–1919) подверг критике венг. капитализм, остатки феодализма и церковь.
Во 2-й пол. 19 в. на историч. арену выступил венг. рабочий класс. Одновременно с возникновением венг. рабочего движения начался процесс его соединения с марксизмом. Первым пропагандистом марксизма в Венгрии был один из участников Парижской Коммуны 1871 Френкель (1844–96), к-рый руководил венг. рабочим движением и проповедовал идеи классовой борьбы и пролетарской революции. В нач. 20 в. в руководстве венг. с.-д. партии взял верх оппортунизм, перенимавший идеи междунар. реформизма, в первую очередь нем. и австр. ревизионизма, и либеральные идеи бурж. радикалов. Бурж. радикализм подвергал критике феод. пережитки, но эта критика велась с позиций идеализации бурж. демократии Запада и отрицания ведущей роли рабочего класса. Представители бурж. радикализма Яси (1875–1957) и Сенде (1879–1935) с позиций бурж. позитивистской социологии полемизировали с марксизмом, гл. обр. с учением историч. материализма о гос-ве. Крупнейшим представителем марксистской философии в период, предшествовавший возникновению коммунистич. партии, был Э. Сабо, сделавший важный вклад в дело пропаганды трудов Маркса и Энгельса в Венгрии. В дальнейшем он попал под влияние анархо-синдикализма.
Последоват. представителем диалектич. и историч. материализма в венг. рабочем движении выступила Коммунистическая партия, основанная 20 ноября 1918, под руководством Белы Куна. Распространение марксистской философии, борьба с идеализмом и религией особенно усилились в период существования Венг. сов. республики 1919. Героич. борьба Венгерской советской республики, просуществовавшей 133 дня, обогатила значит. революц. опытом венг. и междунар. рабочее движение. После падения сов. республики Коммунистич. партия Венгрии в условиях контрреволюц. террора вела активную борьбу против реакц. бурж.-помещичьей политики и идеологии. Характерными чертами офиц. идеологии хортистского режима являлись: идеалистич. "история духа" (Секфю), оправдывающая контрреволюцию, крайний национализм и клерикализм. Ведущую роль в офиц. философии играли наиболее реакц. идеалистич. течения, непосредственно поддерживавшие религию. Идеология контрреволюции была направлена своим острием против теории и практики марксизма-ленинизма. филос. деятельность марксистов-ленинцев в период между двумя войнами была неотъемлемой частью классовой борьбы в Венгрии. Венг. философы-марксисты Рудаш (1885–1950), Реваи (1898–1959), Фогараши (1891–1959), Мольнар (р. 1894) вели работу частью в эмиграции, частью в подполье. В центре их теоретич. деятельности находился анализ проблем обществ. развития в Венгрии. Венг. коммунисты (Рудаш, Фогараши) выступали с критикой различных антимарксистских течений – народнич. идеологии, реформизма социал-демократов, участвовали в борьбе против новых разновидностей идеализма.
Освобождение Венгрии в 1945 явилось поворотным пунктом в развитии венг. философии. В идеологич. борьбе, отражающей классовую борьбу за диктатуру пролетариата, активно участвовали философы-марксисты, критикуя национализм, фашизм и декадентскую бурж. философию. В результате деятельности Коммунистич. партии начинается систематич. изучение и разработка проблем диалектич. и историч. материализма. В период после 1945 Рудаш написал книгу об осн. принципах материалистич. мировоззрения и занимался марксистским обобщением достижений совр. естеств. наук ["Материалистическое мировоззрение" (L. Rudas, Materialista vilagnezet, resz. 1, 1949), "Марксизм и естествознание" ("Marxizmus es termeszettudomany", 1947, 3 kiad., 1948)]. Фогараши разрабатывал гл. обр. вопросы логики и выступал против "физич. идеализма" ["Марксизм и логика" (В. Fоgаrasi, Marxizmus es a logika, 1946), "Логика", 1951, рус. пер. 1959, "Материализм и "физический" идеализм" ("Materializmus es "fizikai" idealizmus", 1952)]. Проблеме историч.. материализма посвящены работы Мольнара "Идеологическая пред-история исторического материализма" (?. ?olnar, A tortenelmi materializmus ideologiai elozmenyei", 1952) и "Основные философские вопросы исторического материализма" ("А tortenelmi materializmus filozofiai allapproblemai", 1955).
Большой вред развитию марксистской философии в Венгрии нанес ревизионизм Лукача (р. 1885). Вопреки достигнутым им отд. результатам в области эстетики, истории лит-ры и философии он стоял на позициях ревизионизма как в философии, так и в лит. критике. Взгляды Лукача неоднократно подвергались критике. Выступления Лукача по вопросам рабочего движения в 20-х гг. критиковались Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 31, с. 142). В 1949–50 партия отклонила его оппортунистич. взгляды на развитие нар. демократии, а также его позицию в лит. критике, недооценивающую социалистич. реализм. Сущность ревизионистских взглядов Лукача заключается в отказе от марксистско-ленинского принципа классовой борьбы в политике и философии. Его взгляды играли значит. роль в идеологич. подготовке венг. контрреволюции 1956. Марксистские философы, выступающие с критикой ревизионистских взглядов Лукача, указывают на связь его политич. оппортунизма и филос. ревизионизма. После 1956 венг. марксистская философия, преодолевая влияние догматизма, успешно борется против ревизионизма и враждебных филос. направлений в Венгрии. В Ин-те философии АН Венгрии, на кафедрах ун-тов и в др. учреждениях проводится широкая работа по изучению философии. Издаваемые в Венгрии центр. теоретич. орган партии журн. "Tarsadalmi Szemle", филос. журн. "Magyar Filozofiai Szemle" и др. публикуют статьи по филос. вопросам.
М. Макаи. Венгрия.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1591
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • методологические направления в советской и российской философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь