Составитель: педагог-психолог Афанасьева М.А. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга Санкт – Петербург 2020 г.
Цель:
- снятие психоэмоционального и мышечного напряжения,
- налаживание коммуникативных связей внутри группы,
- повышение тонуса группы.
Материалы: лист ватмана, маркеры, карточки с заданиями, листы А4, ножницы, цветная бумага, клей, мяч.
Ход мероприятия:
Упражнение на знакомство.
Форма проведения — круг. Психолог предлагает участникам про очереди продолжить 2 предложения:
«Многие знают, что я… Но мало кто знает, что я…».
Упражнение «Найди пару животному»
Инструкция: Каждому из вас я раздам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Например, если вам достанется карточка, на которой будет написано "заяц", то кому-то попадет карточка с такой же надписью — "заяц".
Психолог раздает карточки (при нечетном количестве участников в группе психолог принимает участие в упражнении вместе со всеми).
Никому не показывая свою карточку прочитайте то, что на ней написано. После прочтения карточку можно убрать (положить на свой стул надписью вниз).
Задача каждого — найти свою пару.
Можно пользоваться любыми выразительными средствами, но говорить и издавать характерные звуки вашего животного — нельзя. Вам нужно пантомимой показать ваше животное.
Помните, всё упражнение выполняется молча.
Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом. Когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.
После того как все участники группы нашли свою пару, психолог спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»
Упражнение повышается настроение, снижается усталость, способствует дальнейшему раскрепощению участников группы. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.
Упражнение «Телефакс»
Инструкция: Группа делится на 2 команды. Все садятся один позади другого на стульях (спинки стульев повернуть в сторону). Первый получает чистый лист бумаги и маркер, последний – карточку с рисунком (больше ее никто не должен видеть). «Каждая команда сейчас будет работать как факс. Члены команды должны как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой. Когда сообщение дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит: «Готово!». После этого сравниваются обе карточки».
Обсуждение:
Слаженно ли работала ваша команда?
Как можно было бы повысить эффективность работы?
Как вам кажется, почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
Расскажите о ваших чувствах во время выполнения задания.
Упражнение «Слепые фигуры»
Инструкция: Участники встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как студенты решат, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если они не довольны увиденным, то вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т.д.
Упражнение "Музыкальная минутка"
Я буду вам зачитывать определённые песни, вы прослушаете мелодию и дадите ответ, что это за песня, из какого она мультфильма, и пропоёте эту строчку.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе. (“Если долго – долго” – песня Красной Шапочки)
Песня о содержании головы одного из млекопитающих с бурой шерстью. (“В голове моей опилки…” – песенка Вини-Пуха)
Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. (“Где то на белом свете.. ” – к/ф. “Кавказская пленница”)
Песня о животных с длинными ушами, которые работают косильщиками лужаек. (“Где-то в синем лесу.. ” – к/ф. “Бриллиантовая рука”)
Песня о четырёх мужчинах в шляпах с перьями, которые за многое благодарны своей судьбе. (“Опять скрипит потёртое седло.. ” – к/ф. “Д’Артаньян и три мушкетёра”)
Песня о трагической смерти маленького насекомого (“В траве сидел кузнечик”)
Песня о неизвестной игрушке с большими ушами. (“Теперь я Чебурашка …”)
Песня о мальчике, сующем свой нос в чужое дело. (“Буратино”)
Упражнение "Креативный портрет"
Инструкция: Сейчас мы с вами сделаем общий портрет нашей группы. Любой общий портрет состоит из отдельных его участников. На этом листе ватмана КАЖДЫЙ:
- обведите свою ладонь;
- то с чем у вас ассоциируется ваше имя, нарисуйте в центре ладошки;
- какими качествами вы обладаете, напишите на пальчиках или вырезайте капельки, пишите на них качества, и наклеивайте их на пальчики (5 качеств — 5 качеств)
- то, что вы хотите видеть вокруг себя, нарисуйте рядом.
Давайте попробуем найти тему, которая нас всех объединяет, и завершить оформление нашего портрета в стиле найденной темы.
Наш тренинг подходит к концу. Мы все сегодня замечательно поработали. Давайте поблагодарим друг друга рукопожатием.
Упражнение "Рукопожатие по кругу"
Инструкция: Участники стоят в кругу. Первый участник начинает движение против часовой стрелки внутри круга — поворачивается к соседу, стоящему справа, пожимает ему руку и продолжает движение дальше по кругу, пожимая руку по очереди всем стоящим в кругу. Второй участник, после того как ему пожали руку, также поворачивается к соседу справа и повторяет действия первого и т.д. Вся группа заново выстраивается в круг.
Тренинг заканчивается посредством передачи мяча по кругу и ответа на вопрос: Что уносите с собой?
Используемая литература:
- Кононович К.Ю. Игры в тренинге для ума и тела, — СПб, Речь, 2010
- Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. Учеб. пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2003
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. — Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004.
- Фопель К. Энергия паузы. — М.: Генезис, 2011
|