Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Задачи:
- формировать представления о Земле, своем городе
- уточнить и закрепить знания детей в разных природных зонах
- уточнить знания детей о факторах окружающей среды (солнце, свет, воздух, вода), необходимых для жизни на планете Земля
- учить разрешать проблемную ситуацию с помощью экспериментирования
- знакомство детей с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности
- уточнить и закрепить представление о том, что растения- это «легкие Земли»
- формировать умение детей знать и различать следы диких животных
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения
- воспитывать желание помочь окружающим
- воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Оборудование и материалы:
ИКТ, музыкальный центр, презентация, музыка, мяч, макет вулкана, смесь для извержения: вода, гуашь красного цвета, сода, моющее средство, лимонная кислота, мыльный раствор, фартуки, чайные ложки, палочки для размешивания, пипетка.
Предварительная работа:
Чтение энциклопедии «Всё обо всём», большая энциклопедия «Почемучек», рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением городов, глобуса, карты мира, растений, диких животных; чтение книг о природе; беседы о почве, воздухе, воде, солнце; рассказы о растениях, животных; наблюдение на прогулках за природными явлениями; проведение опытно-экспериментальной деятельности: «Воздух и его свойства», «Вода и её свойства», «Свет и его свойства», просмотр презентаций: «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья», «Растения- легкие Земли», «Дикие животные леса».
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята сегодня к нам занятие пришли гости! Давайте поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель:
Вы любите играть? В какие игры любите играть? А я вам предлагаем вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Я спрашиваю, вы отвечаете.
Игра с мячом «Земля — наш общий дом»
- Сколько всего планет? (9)
- Как называется наша планета? (Земля)
- Назови спутник Земли? (Луна)
- Как называется макет земли? (Глобус)
- Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода, океаны, моря, озера, реки)
- Что на глобусе обозначено желтым цветом? (Пустыни)
- Что обозначено коричневым цветом? (Горы)
- Что обозначено белым цветом? (Снег, лёд)
- Как называется наша страна? (Россия)
- Назови столицу России? (Москва)
- Как называется город, в котором мы живем? (Ярославль)
Воспитатель: Ребята, я что то слышу…что такое (летит летающая тарелка)
Звучит музыка влетает инопланетянин
Инопланетянин:
Здравствуйте! Я — инопланетянин, прилетел к вам с далекой планеты. Я давно наблюдаю за жизнью на Земле и много про вас знаю. У меня есть заветная мечта — я хочу построить на вашей планете чудесный город, который будет самым красивым, самым чистым на Земле!
Мне нужны грамотные помощники, которые хорошо знают законы природы планеты Земля и помогут мне сделать все правильно.
Воспитатель: Ребята, поможем инопланетянину?
Как мы можем помочь!
Дети: выбрать место
Инопланетянин:
Да, да оно уже найдено. Пока я летел вокруг вашей Земли, я сделал фотографии некоторых мест, но одно из них мне понравился больше всех. Вот оно.
Фото около вулкана
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Вулкан
Воспитатель: Ребята, как вы думаете подходит ли это место для постройки города.
Дети: Около вулкана – вокруг сильно загрязнен воздух, плохая почва, во время извержения вулкан опасен для всего живого, нет растительности
Инопланетянин: Но посмотрите, как здесь красиво,
Воспитатель: Ребята, а давайте наглядно покажем инопланетянину, что это место действительно небезопасно.
Подходим к столу.
Воспитатель: Перед проведением опыта, давайте вспомним «Правила поведения в лаборатории»
-Что можно делать в лаборатории?
-Что нельзя делать в лаборатории?
Молодцы! Приступаем к опыту. Но перед этим, что нам необходимо сделать?
Дети: Надеть специальную одежду
Воспитатель: Все готовы?
Дети: Да
Воспитатель: Перед вами на столе стоит макет вулкана. Для опыта вам понадобится: вода, гуашь красного цвета, мыльный раствор, моющее средство, лимонная кислота, сода.
-Для начала необходимо развести гуашь в стакане с водой (Настя сделай это)
- А теперь из этого стакана нужно перелить воду в вулкан (перелей Рома)
-Затем добавить в вулкан 5 капель моющего средства (Карина добавь моющее средство)
-Дима возьми палочку и перемешай
-Далее необходимо добавить 2 чайные ложки соды (Елисей сделай это)
- Кира возьми палочку и перемешай
-Добавляем мыльный раствор и перемешиваем (Кира)
- И последнее, добавляем лимонную кислоту (Аня)
Эксперимент «Вулкан»
Воспитатель: В результате реакции соды с лимонной кислотой и моющим средством из вулкана извергается пена красного цвета.
Тоже самое происходит и в природе.
Дети: Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.
Воспитатель: давайте немного отдохнет
Физкультминутка
Инопланетянин: Ребята, я понял, что строить город здесь очень опасно.
Но у меня есть еще фотографии некоторых мест
Воспитатель: Ребята, посмотрите на фотографии и скажите, какое место подходит для строительства города?
Дети: фотография под номером 2
Воспитатель: Почему вы так считает?
Дети: воздух, тепло, свет, вода, почва.
Воспитатель: правильно ребята, здесь есть все условия, необходимые для жизни на Земле.
Инопланетянин:
Давайте сначала посадим на месте будущего города разные растения
Воспитатель: Скажите, для чего нам в городе нужны растения? (Ответы детей):
Растения очищают воздух.
Растения дают нам кислород.
Растения приглушают шум на городских улицах.
Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).
Воспитатель: Что же это такое, не успели посадить деревья, так уже кто-то свои следы оставил. Кто бы это мог быть?
Игра «Чей след»
Инопланетянин:
Я очень рад тому, что мы наконец — то нашли подходящее место для нашего города. Вы обладаете знаниями, которые помогут мне в строительстве экологически чистого города. В знак благодарности, я угощаю вас МАРСИАНКОЙ.
Воспитатель: Ребята, чем же мы с вами сегодня занимались,
что вам больше всего запомнилось, понравилось, а что вызывало затруднения.
|