Подготовила: Воспитатель Жерновая Марина Сергеевна 2020 г
Образовательная область: развитие речи, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- Закрепить знания детей о временных изменениях в природе.
- Закрепить знания детей о природном явлении – дождь.
- Научить изображать дождь, нетрадиционной техникой рисования.
- Воспитывать аккуратность при работе с краской.
- Повторение русской народной заклички «Дождик, дождик, полно лить…».
Материалы:
- Тучка, вырезанная из картона с прикрепленным к ней дождиком.
- Презентация по теме осень
- Шарики Су-Джок (на каждого ребенка)
- Пальчиковые краски синего цвета
- Влажные салфетки
- Прозрачный мольберт
- Зонт
Ход занятия:
1. Вводная часть. Создание мотива для детской деятельности
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями
Посмотрите вы на нас! (Руки в центр круга)
Мы — ребята суперкласс! (Руки к себе, большой палец-вверх)
Дружные и смелые,
А еще умелые! (Руки к себе, большой палец-вверх)
2. Основная часть. Просмотр презентации. Беседа.
Воспитатель: -Наступила осень! Это одно из красивейших времён года. Давайте мы с вами посмотрим какая она.
(Дети сморят видео презентации на экране)
Воспитатель: — Осень называют: золотая, очаровательная, величавая, дивная, разноцветная, ласковая.
Воспитатель: -Давайте мы с вами расскажем стихотворение про осень.
Наступила осень, Пожелтел наш сад. Листья на берёзе Золотом горят.
Воспитатель: — Осень красиво украсила деревья.
(Дети сморят видео презентации на экране)
- Кинезиологическое упражнение «Дерево»
(дети имитируют движения, в соответствии с текстом)
Воспитатель: — Давайте мы с вами покажем, какие деревья большие, сильные, могучие. Напрягите свое тело. Наши ручки, это веточки, они тянутся вверх и в стороны. А на веточках листочки. Вдруг подул ветер. Наберем воздух через нос и выдохнем его через рот, вот так. Подуйте, как ветер дует. Закачал ветер ветви наших деревьев, зашелестели листья.
Дует, дует ветер. Дует задувает. Желтые листочки, С дерева срывает.
И летят листочки, Кружат по дорожке. Падают листочки, Прямо нам под ножки.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран)
Воспитатель: — Листья на деревьях изменили цвет. Они стали золотые, багряные. Листья меняют свой цвет потому, что с наступлением осени солнышко светит все меньше, и им не хватает солнечного цвета, чтобы оставаться зелеными. Начинается пора листопада. Листья осыпаются с деревьев и покрывают все вокруг и зашелестят у нас под ногами.
Воспитатель: — Давайте мы свами посмотрим на экран и сделаем гимнастику для глаз.
(Просмотр слайдов презентации)
- Гимнастика для глаз «Осенние листочки»
Листья жёлтые танцуют, С веток падают, летят. Эту сказку золотую Называют «листопад».
Ветер листья поднимал И на землю опускал Листья вправо полетели Глазки вправо посмотрели
Листья влево полетели Глазки влево посмотрели Ветер дунул: раз-два-три, Оторвались от земли,
И взлетели высоко, Но до неба далеко. Покружили и опять. Опустились на земь спать.
Глазки закрываем Глазки отдыхают.
-Открываем глазки, ребята.
Воспитатель: -Осенью солнце светит, но греет слабо. Облака собираются в большую тучу и закрывают солнышко. Небо осенью часто бывает пасмурное, серое, хмурое, унылое.
(Воспитатель обращает внимание детей на экран)
Воспитатель: — Птицам становится холодно, и они улетают в теплые края.
(Просмотр слайдов презентации)
Воспитатель: — Погода осенью становится ветреная, холодная. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе становится сыро и холодно, кругом лужи.
- Вот, кажется, снова дождик начинается?! Слышите?
(Воспитатель обращает внимание детей на экран)
- Пальчиковая гимнастика. (Звучит аудиозапись «Шум дождя», дети выполняют движения по тексту).
Осенний вдруг закапал дождь кап-кап-кап
(дети стучат пальчиком по ладошке)
И по лужам ты идёшь – так-так-так
Ветер шелестит листвой – ш-ш-ш
(потирают ладонь о ладонь)
Дождь сильнее застучал – кап-кап-кап
(дети стучат пальчиком по ладошке)
Скоро ливнем дождик стал – кап-кап-кап
(дети быстро и ритмично двигают пальцами)
Дождик тише снова стал «кап-кап-кап»
(медленно стучать пальчиком)
И совсем уж перестал. (опустить ладошки)
Воспитатель: — Посмотрите, здесь, на картинке хмурое небо, и тучки, и капельки дождя. Дети укрываются от дождя под зонтиком.
(Просмотр презентации)
Воспитатель: -Осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее, чем летом – в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги.
Воспитатель: — Скажите, ребята, а что нам поможет спастись от дождя?
Дети: — Зонтики.
Воспитатель: — Да, зонтики нам помогут. А какую одежду и обувь следует носить в холодную дождливую погоду?
Дети: — (дети называют) -Резиновые сапожки, дождевик, куртка, шапка, шарф, перчатки, брюки, ботинки.
Воспитатель: — Правильно, ребята! Это очень хорошо, что вы знаете, как надо одеваться – теперь мы не замерзнем на улице.
Воспитатель: — Давайте и мы с вами прогуляемся по саду.
- Динамическая пауза. Песенка «Тише, тише, тишина
(дети имитируют движения по тексту).
Воспитатель: — Ребята! Вам понравилось песенка? О чем она?
Дети: — О дождике.
Воспитатель: Тучка по небу гуляла,
Тучка капли растеряла.
Скачут капли по дорожке
Капельки скорей найдите
И себе в ладонь возьмите.
Воспитатель: — Ребята посмотрите, тучка потеряла капельки. Давайте их возьмем в ладошки и поиграем с капельками. Потренируем наши пальчики.
- Пальчиковая гимнастика с шариками Су-Джок. Игра «Капельки» (Дети выполняют движения, соответствующие тексту)
Эти капли не простые
Все колючие такие.
Между ладошками кладём
И ладошки разотрём.
Вверх и вниз мы их катаем
Свои ручки развиваем!
(Убирают шарики в корзинку)
Воспитатель: — Ребята, а откуда дождик появляется?
Дети: — Из тучки.
Воспитатель: — Посмотрите, на моей картинке уже нависла туча, а дождя еще нет. Давайте его нарисуем!
Воспитатель: — Сейчас я вам покажу какой дождик получится из «моей» тучки.
(Показ способа и приема рисования пальчиками)
Воспитатель: — Рисовать будем на прозрачном мольберте, нашими пальчиками.
- Опустим указательный пальчик в краску, а потом прислоним его к стеклу. Опускать нужно неглубоко, а только кончик, чтобы пальчик не обиделся на нас. Нарисуем несколько точек, капелек дождя, и еще, и еще… Вот и получились капельки. Если краска на пальчике закончилась, обмакнем снова его в краску.
Воспитатель: — Чем мы рисуем капельки?
Дети: — Пальчиками.
Воспитатель: — А дождик мы каким цветом будем рисовать?
Дети: — Синим.
Воспитатель: -Куда нужно окунуть пальчик?
Дети: — В краску
Воспитатель: -Молодцы правильно.
Воспитатель: — А теперь ребята давай те будем рисовать, подходите к мольбертам.
(Дети рисуют пальчиками на прозрачном мольберте под музыкальное сопровождение, воспитатель контролирует приемы работы помогает детям, вытирает пальчики салфеткой)
Воспитатель: — «Вот одна капелька, другая…кап-кап-кап. -Дождь у нас капает из тучки и стучит везде: и по деревьям, и по траве, и по земле. Заполним дождем весь наш рисунок.
Воспитатель: — Вот какой красивый дождик у нас получился. Все ребята очень постарались. Молодцы!
- Динамическая пауза. Игра «Не намочи» (демонстрируется тучка с «дождинками»)
Воспитатель: -Я тучка синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная!
Вот дождинки у меня
Если только захочу —
Всех вас дождиком смочу!
(дети прячут руками те части тела, о которых говорится в тексте)
Лей потише, не стучи -
Ручки нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Уши нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Щеки нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Брови нам не замочи!
Лей потише, не стучи -
Плечи нам не замочи!
(Воспитатель проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт.
Предлагает малышам спрятаться под ним. Дети подходят к воспитателю.)
Воспитатель: Тучка солнышко закрыла,
Наших деток намочила!
Ну-ка, все сюда бегом,
Вас накрою я зонтом!
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Воспитатель: -Давайте вместе со мной произнесем закличку дождику, грозя пальчиком. (Произносим вместе с детьми)
- Дождик-дождик, полно лить
Малых детушек мочить.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте, все вместе, позовем солнышко:
Вместе: «Солнышко-солнышко! Выгляни в окошечко!»
Воспитатель: Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес,
И такое чистое,
Тёплое, лучистое.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания, руки вверх)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем. (Потягивания, руки в стороны)
Воспитатель: -Услышало нас солнышко, улыбнулось, нарядилось и выглянуло. Посмотрите, какое оно доброе, улыбается всем, а его теплые лучики согревают землю.
(Воспитатель привлекает внимание детей, дети хлопают в ладоши и читают стишок «Солнышко»)
Светит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши,
Очень рады солнышку!
3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей. Подведение итогов занятия
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете?
-Что мы сегодня рисовали?
-А какую закличку мы дождику говорили?
Дети: -Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить.
Воспитатель: -Дождик покапал, и у нас выросли грибочки!
(Воспитатель хвалит детей и сюрпризно находит грибочки)
Всем спасибо!
|