Цель: формирование грамматического строя речи.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закреплять навыки словообразования
- закреплять умения образовывать уменьшительно – ласкательную форму слова
- закреплять умения образовывать относительные прилагательные от существительных.
Развивающие задачи:
- систематизировать знания детей о первых признаках весны, о жизни обитателей леса
- развивать умение образовывать существительные, обозначающие детёнышей животных
- закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения
- развивать умение, при ответе на вопрос строить полные предложения.
- развивать умение отгадывать загадки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления в природе
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
- вызвать положительные эмоции от увиденного и услышанного.
Предварительная работа:
Наблюдение в природе за деревьями, за снегом, птицами, рассматривание картин о весне, тематические беседы, разучивание стихов, загадок о весне, животных, птицах, цветах, чтение детской энциклопедии, беседы о птицах — зимующих и перелетных.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание, наблюдение.
Словесные: рассказ, беседа, диалог, вопросы, объяснение, художественное слово воспитателя.
Практические: дидактические игры, игровые упражнения, сюрпризный момент.
Материалы: мультимедийная установка, аудиозапись с музыкальной игрой "Дождик", пальчиковой гимнастикой "Птички", мяч, деревья для дидактической игры "Перелетные и зимующие птицы".
Ход занятия
Слайд № 1. Название НОД
(Воспитанники средней группы заходят в музыкальный зал)
1. Организационный момент.
Утреннее приветствие (психогимнастика)
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
(дети проходят на стульчики) Воспитатель: Скажите, ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей). Так как мы с вами живем в степном крае, где вокруг бескрайние поля и степь, то я вам предлагаю отправиться в путешествие в лес. Хотите познакомиться с лесом и его обитателями? (Ответы детей). Ну хорошо, тогда отгадайте, о каком времени года я сейчас вам расскажу?
Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о весне и отправимся в путешествие по весеннему лесу.
"По тропинке мы пойдём в лес весенней попадём!".
(Звучит музыка)
Воспитатель: Ну что, начнем наше путешествие?
Тогда давайте, все вместе произнесем волшебные слова.
Здравствуй, лес, волшебный лес, Полон сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой нам, покажи: Ты же видишь — мы свои!
2. Основная часть
Слайд № 2. Картинки леса — сравнение.
Воспитатель: Перед вами 2 картины. На какой картине изображена весна?
Как вы догадались? Назовите признаки весны.
Слайд № 3. Лес. Признаки весны.
Дети: Ярко светит солнышко. Тает снег. Небо голубое. Набухают почки. Травка зеленеет. Появились первые цветочки. Бегут ручьи.
Воспитатель: Какой сейчас весенний месяц? (Апрель)
А какие в лесу растут деревья? (Ответы детей). Если на ветках деревьев листья, то как называется такой лес? (Лиственный).
А если хвоя и иголки? (Хвойный).
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра "Какой лист"
(воспитатель поочередно бросает каждому ребенку мяч, задавая вопрос, ребенок бросает мяч обратно, отвечая на вопрос воспитателя)
Воспитатель:
У дуба лист —... дубовый, у ивы —..., у березы —..., у сосны иголка —..., у осины —..., у ели лапа —..., у рябины —..., у липы —....
Слайд № 4. Лес. Птицы. (Звукозапись «Пение птиц»)
Воспитатель: Слышите, как чудесно в лесу поют птицы? Мы попали на птичью поляну.
Они недавно прилетели из тёплых стран. Как они называются? (Перелетные) Почему они так называются? Почему они улетают от нас осенью?
А как называются птицы, что остаются с нами? (Зимующие)
Почему они так называются? Почему они не улетают на юг?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц к нам прилетело!
Они так радовались весне, что все перемешались: и перелётные, и зимующие.
Давайте поможем птицам. На эту елку мы соберём всех зимующих птиц, а на это весеннее дерево — всех перелётных.
Но сначала мы отгадаем, что это за птицы!
Дидактическая игра "Перелетные и зимующие птицы"
Воспитатель загадывает загадки, на экране появляются картинки птиц.
(на подносе лежат птицы, дети отгадывают загадку, ищут соответствующую птицу и развешивают на весеннее или зимнее дерево перелётных и зимующих птиц).
Слайд № 5. Птицы. Снегирь.
Птички на деревья сели, Посчитай-ка: раз, два, три … На зимовку прилетели С красной грудкой … (Снегири)
Слайд № 6. Птицы. Кукушка.
Нам часто слышится в леску Между ветвей: — Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка В чужом гнезде снесла яичко? (Кукушка)
Слайд № 7. Птицы. Дятел.
Это кто в беретке красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит… (Дятел)
Слайд № 8. Птицы. Соловей.
Слышишь? В роще чья-то трель, То ни скрипка, ни свирель: Песен нет его милей – Это птичка … (Соловей)
Слайд № 9. Птицы. Клест.
Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом... (Клёст)
Слайд № 10. Птицы. Иволга.
Птица с ярко-жёлтой грудкой, Чёрный верх. Незлобный вид. Но рассердится – и жутко Кошкой птица закричит... (Иволга)
Воспитатель: С заданием вы справились, ребята! Ну, а теперь "летим" на следующую поляну.
Пальчиковая гимнастика "Птичка — невеличка"
Птичка ветки собрала (Большим и указательными пальчиками делаем хватательные движения на ладошке);
Птичка гнездышко свила (Собираем пальчики обеих рук щепотью и вращаем относительно друг друга в разные стороны);
И снесла яичко, (Соединяем указательный и большой пальцы на обеих руках в колечки);
Птичка-невеличка! (Большой и указательный пальцы раздвигаем и показываем маленький размер птички).
Слайд № 11. Поляна зверей. (Звук волчьего воя)
Воспитатель: Вот мы и на поляне зверей! А какие звери живут в лесу? (Ответ детей: дикие, перечисляют названия животных)
Воспитатель: Ребята, весной у всех лесных зверей появляются детёныши
(показывает картинки — зайчиха, лисица, волчица, медведица).
Давайте назовем, у кого кто появился. (Дети называют зверей и их детёнышей).
Слайд № 12 — 17. Дикие животные и их детеныши.
(Звучат звуки грозы и грома)
Воспитатель: Ребята, слышите, звуки грозы, сейчас начнется дождь.
Слайд № 18 Физминутка "Дождик"
(звучит песня Д. Тухманова " Виноватая тучка")
1. Злую тучку наказали (указательным пальцем правой руки погрозить. Затем левой рукой) Ты плохая, ей сказали. И она заплакала, (Кулачками показать, как плачет тучка) Да кап-кап-кап закапала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел (Руки вверх, показать капельки.)
2. Мыши сразу задрожали. (Руки пере грудью, ножницы.) Мыши в норы побежали. Полетели птицы вниз, (Руки в стороны, показ крылья.) Да птицы сели на карниз.
Припев: тот же.
3. Пес по имени Барбос (Руками показать ушки) Струсил не на шутку. Еле ноги он унес В свою собачью будку.
Припев: тот же.
4. Ну а мы с тобой не тужим, (Руки на пояс, лёгкие прыжки на месте. С захлёстом ног назад.) Босиком бежим по лужам. Брызги прямо ввысь летят, С тучею встречаются.
А потом они назад,
Да с неба возвращаются.
Воспитатель: Дождик закончился, выглянуло солнышко. И мы оказались на солнечной поляне. Самое время поиграть.
Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови одним словом"
Воспитатель: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза
(Ответы детей)
Воспитатель: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр
(Ответы детей)
Воспитатель: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка
(Ответы детей)
Воспитатель: брусника, земляника, малина, смородина
(Ответы детей)
Воспитатель: ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек
(Ответы детей)
Воспитатель: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик
(Ответы детей)
Воспитатель: Ну вот, замечательно поиграли.
Ну, а наше путешествие, ребята, завершается.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие в весенний лес?
Что запомнилось больше всего?
Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
Какое задание больше всего понравилось? Почему?
Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?
Сюрпризный момент. — Ребята, для вас лесные жители приготовили сюрприз — угощение.
(Воспитатель показывает корзиночку с конфетами "Ореховое царство")
А мы с вами возвращаемся обратно в детский сад.
Закрывайте глазки. (Воспитатель говорит)
"Вокруг себя обернись, 1,2, 3 в детском саду окажись!"
(Звучит музыка, дети возвращаются в группу)
|