УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 21 г. ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Конспект организованной образовательной деятельности
Область: Художественно-эстетическое развитие
Раздел: Аппликация
Тема: Башкирский коврик
Возрастная группа: старшая
Выполнил воспитатель: Аральбаева Ирина Петровна Категория: высшая Стаж работы: 24 года Туймазы, 2019 г.
Скачать конспект
Цель:
знакомить с башкирским народным промыслом – ковроделием, его композиционным построением.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом, его контрастной цветовой гаммой;
- формировать умение силуэтному вырезыванию элементов орнамента и правильно их располагать, создавая несложную композицию;
- обогащать словарный запас детей – юрта, орнамент (элементы орнамента: узор “полярная звезда”, кускар (бараньи рога), завитки, сердечко, солярный знак, ромб, S-образный элемент, гусиная лапка, лесенки-ступеньки, зубчики), занавеска — шаршау;
Развивающие:
- развивать воображение, творческие способности; мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие, самостоятельность.
Интеграция областей:
познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.
Предварительная работа: рассматривание изделий, предметов с башкирскими узорами; настольные игры «Составь башкирский узор», «Укрась фартук, тюбетейку», «Составь ковер»; чтение башкирских сказок и стихотворений; беседы о родном крае. Заучивание стихотворения Фарзаны Губайдуллиной о Башкортостане.
Оборудование:
- для воспитателя – проектор, ноутбук, макет юрты, образцы кожи и шерсти, образец ковра, запись башкирских мелодий, видео запись с обращением о помощи от башкирской девочки, презентация;
- для детей – клеенка, салфетки, клей, кисточки, цветная бумага — красного, черного, зеленого, желтого цветов, ножницы.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент. Звучит тихая мелодия курая
Воспитатель. Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю -
Всех я вас приветствую!
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас с вами интересное необычное занятие и Илюша сейчас для вас прочитает стихотворение Фарзаны Губайдуллиной, давайте его внимательно послушаем (показ слайда природы Башкирии):
Башкортостан – чудесная земля! Кругом сады – зелёные поля! На зорьке тихо солнце ясное встаёт, Как белый лебедь, Агидель плывёт.
Башкортостан – родная сторона, Она добром и солнышком полна.
Воспитатель. О чем данное стихотворение?
Дети. О Башкортостане.
Воспитатель. Правильно. О Башкортостане. А что такое Башкортостан?
Ответы детей. Наша Родина, Республика, природа, леса и земли.
Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомимся с национальным жильем и бытом башкирского народа.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Продолжим нашу с вами беседу. Может, кто-нибудь знает, как называется жилище, где жил башкирский народ?
Дети. Юрта (индивидуальные и хоровые ответы детей).
Воспитатель. Правильно, юрта! Вот как она выглядит (показ слайдов). В юрте было тепло, так как она покрывалась специальной теплой прочной тканью, сделанной из шерсти и кожи (показ). В каждой юрте можно было увидеть сундук, в нем хранили посуду, одежду. Важнейшим элементом была занавеска (шаршау), повторите — шаршау, которая делила комнату на части: мужскую и женскую. А внутри они украшали свой дом праздничной одеждой (показ слайда) – комзол, женские нарядные платья, вышитыми полотенцами (показ слайда), красивыми коврами (показ слайда).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как красиво украшен орнаментом ковер! (показ слайда).
- Какие фигуры вы на нем видите?
Ответы детей. Прямоугольник, треугольник, квадрат т.д.
- Какие цвета использовал башкирский народ?
Ответы детей. Черный, зеленый, желтый, красный, синий.
Воспитатель. Ребята, а еще для украшения ковров использовались такие орнаменты (показ слайдов). Орнамент, напоминающий солнце – «Солярный знак». Узор похожий на бараний рог, так и называется «бараний рог» или «кускар», сердечки, гусиная лапка, S-образный элемент, елочки, лесенки-ступеньки, зубчики. Очень красивый орнамент, который называется «Полярная звезда» (показ слайдов).
Физминутка. Башкирская национальная игра «Юрта».
Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок.
Дети садятся за столы. Сюрпризный момент.
Воспитатель. Ой, ребята, вы слышали, по-моему кто-то плачет.
На экране появляется башкирская девочка.
Айгуль. Здравствуйте, дети! Мы со своей семьей живем в деревне Карагуш. В нашем доме было много паласов, ковров. Но злой шаман Узурбек украл их, и теперь к нам никто не приходит в гости, а мы, башкирский народ, очень любим гостей. Мы с бабушкой очень надеемся, что вы нам поможете. Воспитатель. Как вы думаете, у нас получится помочь?
Дети. Да!
Воспитатель. Мы с вами с помощью аппликации сделаем новый башкирский ковер, который потом подарим Айгуль.
Воспитатель. Ребята, что вы видите перед собой? (показ заготовки под детские работы).
Ответы детей. Ромб красный, зеленые ромбы, желтые квадраты.
Воспитатель. Айгуль нужен настоящий красивый башкирский ковер, с орнаментами. Каждый из вас приготовит элемент орнамента, которые мы объединим в один большой ковер. В середине большого красного ромба мы приклеим вот такой желтый орнамент (показ), он называется «Полярная звезда».
А по углам ромба, мы с вами приклеим зеленые треугольники. (Показ приема складывания, прорисовывания и вырезывания элемента «Полярная звезда» и треугольников. Воспитатель напоминает детям о технике безопасности работы с ножницами (слайд) и правильной посадке).
Пальчиковая игра. «Коврик» (стоя)
Воспитатель. Ребята, давайте перед нашей работой разомнем наши пальчики.
Коврик плету из полосок бумажных. Видела коврик такой я однажды. Яркими красками коврик горит, Можно подружке его подарить.
Воспитатель. Ребята, с чего вы начнете работу?
Ответы детей.
Воспитатель. Башкирская пословица гласит «Кто без дела – тот без сил». Желаю вам творческих успехов.
Самостоятельная работа детей. Звучит легкая башкирская мелодия.
Воспитатель. Кто приготовил элемент орнамента, может подойти к ковру и приклеить свою работу.
Итог занятия.
Воспитатель. Ну вот, наш ковер готов! Такой замечательный подарок получился для Айгуль, все старались. Из каких элементов башкирского орнамента получился наш ковер? Что нового вы узнали? Какие башкирские орнаменты вы запомнили?
Ответы детей.
Айгуль (с экрана). Спасибо вам большое за помощь! Теперь в нашей юрте всегда будет много гостей, как и раньше!
|