|
Примерные сценарии групповой психотерапии с подростками 12–15 летБорясь с установкой «я не могу, я слаб», человек укрепляет свои знания, свои силы, умения и навыки – «вооружается». И уже сильный, «вооруженный» – а это непременное условие победы над установкой – человек страстно, убежденно заявляет себе: «Я могу, я силен, я достоин!». «Вооруженностью» и страстной убежденностью человек усиливает подавленную воспитанием, обстоятельствами, нуждой врожденную установку: «Я имею право на достойную жизнь». Молодой человек, испытавший ужас перед хулиганами, был излечен психотерапевтом, вскрывшим парализующую его установку и ее причины - «заповеди» мамы. А далее все было просто. Ведь молодой человек был «вооружен», поскольку три года усердно овладевал восточными способами самозащиты. Он намеренно посещал дискотеку, настраивая себя на готовность к яростному сопротивлению: «Я холеричен по натуре, я воин, я не должен испытывать страха перед врагом, я - мужчина!». Однажды он подвергся нападению хулигана и ответил яростно и решительно. Возникла сильная установка «я воин!», и она победила, подавила установку «хулиган - это ужас, смерть, от него нет спасения». 2. Часто говорят: «Я люблю этого человека, а за что - не знаю». Что это означает? Знайте: если папа и мама любимы и глубоко уважаемы вами, вам всю жизнь будут симпатичны люди, похожие на вашего отца и вашу мать. Это – установка. Подумайте, какие еще «установочные» отношения вы знаете. 3. У нас есть сознание. В нем все, что мы осознаем, контролируем, понимаем. В нем – принципы наших отношений к людям и событиям. Так, все осознанно презирают подлость. Презрение к подлости – один из принципов сознания. Назовите принципы сознания, которыми руководствуются все. У каждого, однако, есть принципы, которым он отдает предпочтение: один более всего не терпит лени, другой – жадности, третий – лжи, четвертый – глупости, пятый – хитрости. По очереди перечислите принципы, которым отдает предпочтение каждый из вас. 4. Осознанные принципы могут совпадать с неосознаваемыми установками, а могут и не совпадать, и тогда человек страдает от внутреннего конфликта. Так, мальчик намерен действовать согласно принципу: «Надо помочь тому, против кого весь класс», а установка диктует: «Не вмешивайся, согласись со всеми, а то и против тебя выступит весь класс». Мальчишка колеблется, выбирает и в итоге не только не вмешивается, но вместе со всем классом клюет слабого. Ему стыдно, но он боится. Стыдно, потому что предал свои принципы; боится, потому что у него «трусливые» установки. Однако он может и не испытывать чувства стыда, если психологическая зашита успокоит его, если у него возникнет психозащитное оправдание: «Раз весь класс против него, значит, он не прав, он плохой!». Тем не менее, следует помнить, что завтра весь класс может ополчиться и против тебя и все предадут тебя, решив каждый, как и ты, психозащитно: «Он плохой!». 5. Обсудим, что означает: «Чтобы понять человека, надо побывать в его шкуре», «Подлость заразительна», «Несправедливость ранит сильнее, чем клык животного». 6. Обсудим, какие способы добывания денег приемлемы для порядочного человека (что такое порядочность?), а какие – нет. 7. Сыграйте, каждый по очереди, роль «гипнолога». Подойдите к каждому в группе. Смотрите властно и уверенно. Говорите властно, спокойно, уверенно: «Успокойся, смотри мне в глаза, а теперь опусти глаза!». 8. В каждом классе есть особенно авторитетные мальчики и девочки. Вокруг них и собираются группки и группы. Это - лидеры. Какими качествами должны, по-вашему, обладать лидер-мальчик и лидер-девочка? 9. Расскажите о своих родителях, бабушках и дедушках. 10. Обсудим, что вы считаете подлостью. Перечислим все, что подло. 11. «Бокс» и «освобождение от захвата». Самозащита. Танец «Ника». 12. А теперь обсудим самое глав Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|