|
Примерные сценарии групповой психотерапии с детьми 7-11 летПримерные сценарии групповой психотерапии – лишь схема, ориентирующая психотерапевта. Беседы не адаптированы к возрасту пациентов и содержат лишь те мысли, которые автор считает необходимым довести до детей и подростков. Эти мысли должны быть обогащены творчеством психотерапевта, его индивидуальностью, эмоциональностью, адаптированы уже на занятиях, во многом по наитию, интуитивно, по ситуации, когда врач видит глаза пациентов, учитывает их восприятие. То же самое относится к играм, заданиям, обсуждению, формулам внушения. Так, например, бокс не подменяет спортивную секцию, это лишь отработка целесообразных, эффективных, координированных движений, когда, защищаясь, ребенок не демонстрирует бессмысленную «двигательную бурю», а постигает точность и ловкость, мужской стиль защитного движения. Речь, скорее, идет о тренинге культуры движения, о психологическом воздействии (ободрение), особенно на невротичных детей, а не о боксе. В группе окажутся и астеничные, хрупкие дети, а также соматически нездоровые, и они не пойдут «сквозь строй» (занятие № 7), для них упражнения на ловкость, силу должны быть щадящими, или они и вовсе не будут участвовать в них, выполняя роль судьи, руководителя. Важно учитывать, что группа – лишь необходимая социальная площадка для индивидуальной психотерапии, площадка психотренинга и дети (подростки), взаимодействуя в группе, помогают друг другу в индивидуальном преодолении неуверенности в себе, патопластичных этиопатогенетических факторов болезни и нарушений поведения. Первое занятие1. Занятие, как и все последующие, начинается с вводной, установочной беседы, которая длится 10-15 минут. Беседа проводится в доступной детям форме, с использованием доступных им понятий, эмоционально. Она может прерываться вопросами, обсуждением. Пример беседы на первом занятии: «Мы собрались, чтобы помочь друг другу стать умнее, сильнее, стать более ловкими, научиться вести себя среди людей, защитить себя и слабого, уметь общаться с ребятами в классе и во дворе, общаться на равных, без страха, унижения и обид, без ссор и драк, честно и справедливо, научиться правильно относиться к учебе и учителям, понимать самого себя, других людей и жизнь. Если у кого-то трудный характер, следует научиться его обуздывать. Если же кто-то боязлив, он должен стать смелым. А если кто-то нерешителен, он должен стать решительнее, поверить в себя, в свои силы. Кто-то у нас в группе страдает неврозом, а кому-то невроз угрожает, у кого-то может возникнуть. Что такое невроз? Невроз – болезнь, при которой человек не уверен в себе и в своих силах, тревожен и всего боится, не верит себе самому, не верит никому. От неуверенности – страхи, робость и беззащитность. Освободиться от неуверенности в себе можно только одним путем - стать более умным, сильным, ловким, умелым, смелым, научиться защищать себя словом и делом, научиться понимать себя и других. Человек может все. Слабый способен стать умным, сильным, ловким и волевым. Вспомните примеры из сказок, книг, фильмов, примеры из жизни, как слабый стал сильным. Помните, что лентяй с каждым днем становится все ленивее, слабый, если не борется с этим, все слабее, а глупый все глупее. И наоборот». (Обсуждение). «Продолжим беседу. Есть ребята, у которых врачи нашли болезни желудка, кишечника, желчных протоков, легких. Такие ребята нервны, слишком впечатлительны, ранимы, обидчивы. У них нередко не ладится учеба, не складываются отношения с другими детьми. Часто они не способны себя защитить, теряясь при первой же неудаче и слишком остро переживая ее. Но и это преодолимо. Есть ребята, чье поведение огорчает родителей и учителей. Они и сами страдают от своих необдуманных поступков, но не знают, как взять себя в руки, как владеть собой. И это – исправимо. Исправлением того, что у вас плохо, усилением того, что у вас хорошо, достижением того, чтобы вас уважали и вами были довольны, мы и займемся в нашей группе» (СНОСКА: Далее при отсутствии вводящей ее фразы прямая речь психотерапевта приводится без кавычек.). 2. Подойдите к своим родителям, запишите вместе с ними перечень качеств, которые следует оценить вместе с родителями по пятибалльной системе. Речь идет о том, как эти качества выражены у вас, ребята. Выражены сильно – оцените на пятерку, очень слабо – на двойку и даже на единицу, средне – на четверку или тройку. Итак, запишите и оцените у себя: ум, способности к учебе, смелость, силу, ловкость, поведение в школе и дома, отношение к вам ваших сверстников. 3. Познакомьтесь друг с другом, поиграйте. Помните: человек свободен. Никто не должен ограничивать его свободу. Человек сам сознательно, считаясь с интересами других, ограничивает ее. Он относится к другим людям так, как хотел бы, чтобы люди относились к нему. Оскорбляя других, человек не может ожидать хорошего отношения к себе. Как аукнется, так и откликнется. Хочется побегать, шумно играть, но у находящегося рядом болит голова, и умный, добрый ребенок не бегает, не шумит. Он сознательно ограничивает свою свободу. На каждом занятии я буду объявлять перерыв, во время которого вы можете побегать, поиграть, пошуметь. Но это не означает, что можно бить стекла, ломать мебель, сбивать друг друга с ног. Вы свободны, но умеете пользоваться свободой так, чтобы от этого не было неприятно другим. Итак, познакомьтесь друг с другом, поиграйте. 4. Перерыв закончился! Успокоились! Как только я скажу в перерыве или на занятиях «замри!», все должны успокоиться! А теперь отожмитесь руками от пола (коврик!). Пусть мама каждого из вас запишет, сколько раз сын или дочь отжались руками от пола. Подтянитесь на перекладине, а мама запишет, сколько раз это удалось сделать. Поприседайте на двух ногах, попрыгайте на одной, а мама запишет, сколько раз. Измерим динамометром силу правой и левой руки, а мама запишет результат. С сегодняшнего дня вы будете два раза в день тренироваться по 30 минут. Силу рук укрепляйте эспандером. Результаты ваших тренировок проверим на последнем занятии. Сегодня физическая слабость не постыдна, не должна вас смущать, но на последнем занятии, если кто-то из вас ленился тренироваться, она будет постыдной. 5. Свою свободу и свое достоинство надо уметь защищать! Воин Древности имел щит и меч. Каждый должен иметь щит и меч. Щит – это способность уклониться от угрозы, как боксер уклоняется от удара. Меч – это ловкость и сила ваших рук и ног, умения и навыки самозащиты. Я хочу, чтобы вы не были беспомощны перед злым человеком, я хочу, чтобы вы имели такой щит и меч. Для этого нет другого пути, кроме как путь упорных тренировок. Сейчас вы, разделившись на пары, будете бросать мяч друг в друга. Тот, кто бросает, должен попасть (меч); тот, в кого бросают, должен уклониться (щит). Будет больно, если мяч попадет в цель, но эту боль надо терпеть. Кто не способен терпеть боль, тот слаб. Но еще лучше – уклониться от мяча, а с этим от боли. А теперь «дуэль» на пистолетах, стреляющих пластмассовыми шариками. И опять надо попасть и надо уклониться. Задание – тренироваться дома! 6. Продолжим тренировки в ловкости, быстроте, в самозащите. «Дуэль» на фонариках. В темной комнате по команде включить фонарик и направить луч в лицо противника. Победил тот, кто это сделал первым. Игра в «пятнашки». Победил оставшийся последним. «Дуэль» – по хлопку быстро вытянуть руку и дотронуться до плеча соперника. Кто дотронулся до плеча соперника первым, тот победил. Проверка ловкости, меткости: пять попыток забросить мяч в корзину с расстояния в 10 метров и набросить с расстояния в 3 метра пять колец на штырек. Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|