Примерные сценарии групповой психотерапии с подростками 12–15 лет

Первое занятие

1. Беседа. К психотерапевту обращаются в тех случаях, когда у человека что-то не ладится в отношениях с другими людьми, когда он не в ладах с самим собой, не уверен в себе или верит в себя, но считает, что его не понимают, недооценивают другие люди. К психотерапевту обращаются, когда человек не приспособился к жизни, страшится ее, когда он не способен разрешить какую-то трудную жизненную ситуацию. В результате человек страдает, растерян, впадает в депрессию или протестует, но неразумно, во вред себе и окружающим, а стало быть, без пользы.

Что-то не так и у каждого из вас, но вы уже достаточно разумны, чтобы разобраться в себе и в обстоятельствах своей жизни. Вам нужны только знания о человеке, о его психике и переживаниях. Цель наших занятий – дать вам основы знаний о человеке и научить пользоваться ими на практике для того, чтобы познать самого себя, стать лучше самому и понимать переживания других.

Начнем с того, что такое невроз и каковы его причины (в популярной форме излагается его этиопатогенез). Вы видите, что невроз угрожает каждому, но его можно предотвратить и излечить, однако без усилий самого человека ему не поможет избежать невроза или избавиться от него ничто и никто. Медикаментов «от невроза» нет и быть не может. Есть лишь одно лекарство, предотвращающее невроз или избавляющее от него, – самовоспитание. Следует стать личностью. Кто состоялся как личность, тот уверен в себе, а кто уверен в себе, у того нет невроза. Личность формируется на основе чувства достоинства. Нет чувства достоинства – нет и личности. Но достоинство базируется на истинных достижениях. Смешон слабый, глупый, неумелый с «высоким чувством достоинства». Достоинство заслуживается и отстаивается. Правом на достоинство нас наделяют другие. Они уважают нас – стало быть, мы имеем право на достоинство; они не уважают нас – и достоинства нет. Чувство достоинства базируется на уверенности в себе. Но от слов «я уверен в себе!», повторенных хоть сто раз, уверенным не стать. Уверен в себе умный, сильный, ловкий, умелый, образованный, обладающий силой воли, решимостью, мужеством. И только обладая вышеперечисленными качествами, признаваемыми как достоинства всеми, человек приобретает право на чувство достоинства. Чтобы избавиться от невроза, следует не жалеть себя, а действовать. Не хныкать, не жаловаться, не пенять на других, на обстоятельства, на судьбу и жизнь, а бороться со слабостью и несовершенством в себе, с неблагоприятными обстоятельствами. Достичь высокого уровня развития ума, силы, воли во сто крат достойнее, чем иметь все это от природы. Ум, воля, сила и ловкость развиваются или чахнут. И следует сделать себя самому, быть кузнецом своей судьбы. Все это путь к уважению людей, самоуважению, путь к здоровью и достойной судьбе. Все великие сделали себя сами!

Почти все хронические заболевания, полностью или частично, возникают как следствие неотступных, или фиксированных, тягостных переживаний и поддерживаются ими. Бронхиальная астма, болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, поджелудочной железы, печени и желчного пузыря, почек и мочевого пузыря, кожи, зубов, горла - болезни тяжелых переживаний. Человек старается, трудится, добр, а ничего не получается, окружающие не понимают его или враждебны ему, нет удачи, и он страдает, болеет.

Или другое. Некий подросток не желает зла, но как-то получается, что его поведение и его поступки вызывают протест родителей, учителей, приводят ко всяческим неприятностям и бедам. В этих случаях болеют родители, и, чтобы помочь им, следует помочь такому подростку осознать его ошибки, пагубность его поведения. В этих случаях и у самого подростка так много неудач и бед, что, в конце концов, заболевает и он или пожинает дурную судьбу. И пагубное развитие событий можно и следует предотвратить!

2. Нарисуйте себя такими, какие вы есть, и такими, какими вы хотели бы быть.

Для психотерапевта. В такого рода рисунках проявляется отношение к себе. Если себя рисуют высоким, крупным, широкоплечим, стройным, а свое лицо максимально привлекательным, имеет место высокая или завышенная самооценка; если себя рисуют маленьким, узкоплечим, непривлекательным, речь идет о заниженной самооценке. Заниженная самооценка отчетливо проявляется в случаях, если изображение «каким я хочу выглядеть» отличается в лучшую сторону от изображения «какой я есть».

3. А теперь проставьте оценки (по пятибалльной системе) следующим своим качествам: уровень ума, способности к учебе, трудолюбие, смелость, самостоятельность, общительность, находчивость, быстро та в действиях, ловкость, физическая сила, способность защитить себя, внешние данные, здоровье.

Для психотерапевта. Как правило, уровень ума оценивается на «четверку», поскольку скромность умных и психологическая защита «не очень умных» уравнивают эту оценку цифрой «4». Другая отметка этого драматического для Я качества невозможна. Оценка «3» и ниже однозначно говорит о крайне низкой самооценке, даже об отчаянии, капитуляции, об отсутствии психологической защиты у неуверенного или о браваде уверенного в себе. Оценка способностей к учебе, трудолюбия, общительности, находчивости, быстроты в действиях, ловкости и здоровья, как правило, верна (адекватна). Для мальчиков психодраматична оценка таких качеств, как смелость, физическая сила, способность защитить себя и других. Оценка собственных внешних данных психодраматична как для мальчиков, так и для девочек. По этим параметрам оценка путем психологической защиты завышается, но может быть и заниженной – при нейротизме или при капитулятивно-депрессивной реакции.

4. Теперь проставим оценки другим. Каждый по очереди предстает перед группой, отвечает на вопросы и по просьбам присутствующих декламирует стихи, выполняет физические упражнения, рассказывает о себе. После этого обсуждается и принимается голосованием оценка самостоятельности, общительности, находчивости, быстроты, ловкости, силы, а затем и общая оценка.

После оценки каждого члена группы пусть поднимет руку тот, кто хочет с этим мальчиком (девочкой) дружить.

Вывод. Вы видите, что с одними хотят дружить многие, а с другими – почти никто. Каждому, кого оценили низко и с кем не хотят дружить, следует, не огорчаясь, поскольку все это изменится в процессе последующих наших встреч, подумать о случившемся и особенно старательно заниматься в группе и работать самостоятельно, совершенствуя свои качества, чтобы изменить неблагоприятное мнение окружающих о себе.

Дайте совет каждому, что он должен изменить в себе и как это сделать.

5. Перерыв. Поговорите каждый со своими родителями. Обсудите, что произошло.

6. Мальчики отжимаются от стула двумя руками, приседают на двух ногах. Результаты – сколько раз отжался и присел – записывают участники занятий и психотерапевт. Девочки приседают на двух ногах, также фиксируя результат. Мальчики измеряют силу правой и левой рук динамометром. Мальчики подтягиваются на перекладине. Мальчики и девочки бросают мяч в корзину: три пристрелочных броска и пять бросков на результат. Бросают друг в друга мяч. Бросающий должен попасть, а тот, в кого бросают, – уклониться. Всего должно быть пять бросков. Результат не фиксируется, но обсуждается (ловкость, глазомер, реакция!).

Вывод. Тренироваться дома! На последнем занятии все это будет повторено! Сегодня не стыдно за плохой результат, на последнем занятии будет стыдно!

Просмотров: 15362
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Зависть»
  • Байка «Останься отец мой в живых, он повис бы на мне всей тяжестью и раздавил бы меня»
  • Байка «Раздельное обучение»
  • Игра «Три зверя»
  • Игра «Харизматическая личность»
  • Информационное сообщение «Психологические установки» (по Э. Берну)
  • Метод Седоны
  • Примерные сценарии групповой психотерапии с детьми 7-11 лет
  • Техника «Формирование уверенности»
  • Тренинговая процедура «Узелки Лэнга»
  • Упражнение «Внутренняя красота»
  • Упражнение «Декларация собственной самоценности»
  • Упражнение «Дружба»
  • Упражнение «Зарядка позитивного мышления»
  • Упражнение «Избавление от взаимозависимости: восстановление связи с собственной личностью»
  • Упражнение «Как сказать нет»
  • Упражнение «Кто Я»
  • Упражнение «Кто я?»
  • Упражнение «Личностное право»
  • Упражнение «Любовь и злость»
  • Упражнение «Мои недостатки»
  • Упражнение «Моя яблонька»
  • Упражнение «Мы – они»
  • Упражнение «От сердца к сердцу»
  • Упражнение «Портрет смелого человека»
  • Упражнение «Самоуважение»
  • Упражнение «Собери свои достижения или как поднять самооценку»
  • Упражнение «Стань уверенным»
  • Упражнение «Формула любви к себе»
  • Упражнение «Цветок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь