Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей дошкольной группе «Путешествие в Африку».
Составила: Гатина Гульнур Ахтямовна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 50 комбинированного вида» Советского района г.Казани Республики Татарстан
Цель: Формирование математического мышления, развитие логики.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить количественный и порядковый счёт в пределах 8;
- определить уровень знаний детей по изученным темам;
- закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости; закрепить умение различать понятия: «выше», «ниже», «между», «влево», «вправо»; формировать представление о жизни диких животных;
- совершенствовать умение отвечать на вопрос: «Сколько?» (пять-пятый, и т.д.). «Какой по счету?»
Развивающие:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- развивать смекалку, зрительную память, воображение; способствовать закреплению умения обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
- упражнять в нахождении и накладывании геометрических фигур на образец, создавая определённый рисунок; способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями; воспитывать интерес к животным жарких стран;
- воспитывать взаимопомощь.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, решение проблемных ситуаций.
Демонстрационный материал: ПК, доска, буквенно-числовые карточки, математические наборы, тетради, карандаши; карточки животных жарких стран; цифры от 1- 8; карточки с точками от 1-8; игра «Геометрическое лото»; модули.
Предварительная работа: Беседа о животных; рассматривание иллюстраций с изображением природы и животных Африки; чтение художественной литературы, д/игра“Угадай, где живет? ”
Ход занятия:
Воспитатель: — Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в Африку, где сможем увидеть животных дикой саванны. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. А на чём же мы поедем? (предложения детей) Вспомнила:
Я стучу, стучу, стучу, В дальний путь вас покачу. Мимо леса, мимо гор Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту Просигналю вам: ту-ту! А потом в тумане скроюсь, Называюсь скорый … (поезд)
Чтобы ехать на поезде, нам надо купить билет, по которому вы узнаете номер вагона. (Воспитатель раздаёт карточки с точками от 1-8. Дети считают точки и находят стул с этой цифрой).
Воспитатель: Ребята, вагоны у нас есть, даже с номером. А они едут сами? (их подцепляют к тепловозу). А из чего же мы построим тепловоз? (строят из модулей) Кто управляет тепловозом? (машинист)
Воспитатель: А вагоны прицепляют, как попало или по порядку первый, второй, третий…? Какой вагон подцепим первым к тепловозу? (Вагон номер 1, и т.д.)
Дети самостоятельно расставляют стулья-вагоны.
Упражнение: «До свидания». Дети и воспитатель договариваются об условных командах: Если звучит имя мальчика ( «До свидания, Адель.») –дети должны повернуться влево и помахать левой рукой. Если имя девочки – вправо. (4-5 раз)
Упражнение: «Назови соседей» — Лиза, в каком вагоне ты едешь? Какой вагон впереди (сзади) (Спросить 2- 3 детей)
Воспитатель: Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем:
Игра: «Да-нет»
- В пустом стакане есть орехи?
-Снег идёт летом?
-У круга есть углы?
- Суп едят вилкой?
- Среда после вторника?
- Берлога у медведя на ветке?
- День рождения 2 раза в год?
- Сейчас зима?
- Сегодня пятница?
- На руке семь пальцев?
Воспитатель: Вот мы и приехали в Африку. Давайте вспомним правила поведения. (Говорить спокойно, не кричать; не бегать, не отходить от взрослых)
(На доске 8 животных жарких стран).
Воспитатель: — Кто это? (Называют животных.) Где они обитают? (Это животные жарких стран).
- Милана, сосчитай животных слева направо.
- Какое число получилось? (8)
- Глеб, сосчитай справа налево.
- Какое число получилось? (8)
Вывод: Количество животных от направления счёта не изменилось.
Но мы с вами будем считать слева на права.
Игра «Кто, где стоит?»
1. Какой по счёту стоит тигр? (жираф, верблюд, лев)
Ребёнок: тигр по счёту три.
Воспитатель: Значит он какой? (третий)
2. Воспитатель хлопает 5 раза. (Дети считают и называют, кто находится пятым) Повторить 3-4 раза.
3. Показать цифру 6 (2; 8)
4. Какое животное находится между 1и 3? Между 6и8?
Физкультминутка.
Капли звонко капали (прыжки на месте) Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам) Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся) Нам, сосулькам, жарко (обмахивается)
С нас течет уже вода (наклон вниз) Мы растаем навсегда (выпрямляется)
Воспитатель: Теперь отправимся дальше и посмотрим на животных.
Игра: «Кто где живёт?»
- Какие животные находятся вверху? (внизу)
- Какие животные находятся справа от нас? (слева от нас)
- Какое животное находится в правом нижнем углу? (в левом верхнем)
- Где находится слон? (в левом нижнем углу)
- Где находится лев? (в правом нижнем углу)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были внимательными, активными, сообразительными. Какие животные вам понравились? (ответы детей)
Я взяла с собой в путешествие картинки с домашними животными, которые были сложены из разных геометрических фигур. Но подул ветер и все фигурки раздул и что мне теперь делать я не знаю. (предложения детей). Вы мне поможете их собрать? Каждый сложит одну картинку, а кому покажется трудно, мы все поможем.
Игра: «Геометрическое лото»
Выбирают образец, находят соответствующие геометрические фигуры и выкладывают на образец. Воспитатель интересуется, какую фигуру ребёнок ищет (большой красный треугольник, маленький жёлтый кружок и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, вы со всеми заданиями справились. Нам пора обратно возвращаться в детский сад. Поезд нас ждёт.
Рефлексия:
Воспитатель: — Ребята, где мы с вами побывали?
- Каких животных увидели?
- До скольки научились считать?
- Из каких геометрических фигур можно сложить животных?
(ответы детей)
Воспитатель: Я вам хочу подарить раскраски с животными. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.
|