Плугина Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ второй категории «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Сказка» ГО ЗАТО Светлый Саратовской области»
Образовательная область «Познание», «Социализация» Возраст детей: старший дошкольный возраст. Вид проекта: познавательный Продолжительность: среднесрочный. Участники проекта: дети второй старшей группы, родители воспитанников, воспитатель – Н. В. Плугина.
Скачать конспект
Актуальность 9 Мая – светлый и радостный праздник. Мы никогда не должны забывать о подвиге наших воинов-защитников, отстоявших мир в жестокой войне. Праздник 9 Мая стал священным для каждого из нас. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулось горе. Тысячи воинов ушли на фронт, тысячи наших земляков работали в тылу. На защиту Отечества поднялись всем народом и сумели отстоять право на мирную жизнь. О людях войны, о солдатах и офицерах, о маршалах и полководцах, об их героических подвигах мы многое знаем. Но победу ковали не только они. Что сделали простые люди, рабочий и колхозница для нашей победы? Сделали все, что могли и даже больше. Лозунги «В тылу, как на фронте!», «Все для фронта, все для победы» стали заклинанием. В народе они перекликались с лозунгами «В труде — как в бою!», «Фронту надо — сделаем!».
Проблема – справедлив ли лозунг «В тылу, как на фронте!»
Цель – изучение жизни труженицы тыла и вдовы участника Великой Отечественной войны Акилиной Марии Андреевны.
Задачи • Воспитание чувства уважения и признательности к ветеранам и труженикам тыла Великой Отечественной войны. • Укрепление преемственности поколений. • Формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих ка-честв личности, которые проявляются в гордости за свою страну, город, село, стремлении беречь и приумножать традиции и ценности своего народа, своей национальной культуры.
Гипотеза – тыл сыграл большое значение в годы войны.
Объект – Акилина Мария Андреевна.
Предполагаемый результат: повышение знаний детей о Великой Отече-ственной войне, о конкретном человеке – Акилиной Марии Андреевне, о том, что в войну тыл и фронт – все было важно.
План работы по реализации проекта:
I. Деятельность воспитателя и детей 1. Выявление уровня знаний в начале и в конце работы над проектом. 2. Занятия: «День Победы», «Салют над городом», «Букет нарциссов для ветерана», «Этот День Победы», «Когда закончилась война». 3. Беседы: «Враги напали на нашу Родину», «Дети – герои войны», «Была ли у нас война?», «Тыл и фронт – что важнее». 4. Подбор стихов о войне, победе, заучивание их, участие в конкурсе чтецов, чтение художественной литературы. 5. Игровая деятельность: «Защитники Родины», «Война с врагами», «Раз-ведчики», «План». 6. Праздник «День Победы». 7. Прослушивание песен военных лет. 8. Экскурсии в школьный Музей Боевой славы Военного водителя, Музей боевой славы СОШ №3. 9. Возложение цветов к мемориалу Славы, к танку Победы. 10. Встреча и беседы с Акилиной М. А., ее родственниками.
II. Совместная деятельность воспитателя, детей и родителей 1. Подбор материала для оформления альбома. 2. Изготовление атрибутов для игр. 3. Подготовка детей к конкурсу чтецов. 4. Консультация для родителей «Воспитание патриотизма у дошкольников».
Результаты проекта: 1. Изучили жизнь труженицы тыла и вдовы участника Великой Отечественной войны Акилиной Марии Андреевны, лозунг «В тылу, как на фронте!» справедлив, стал для людей заклинанием. 2. У детей повысились знания о Великой Отечественной войне. 3. Изготовлен альбом «Великая Отечественная война». 4. Изготовлена презентация о жизни труженицы тыла и вдовы участника Великой Отечественной войны Акилиной Марии Андреевны.
Программа действий – ежегодно чтить память о погибших на войне и после ее окончания, возлагать цветы, дальше собирать материал о жизни ветеранов и тружеников тыла.
Из жизни Акилиной Марии Андреевны, труженицы тыла, вдовы участника Великой Отечественной войны
Прошло много лет после войны. Теперь она сама удивляется: откуда брались силы, чтобы выдержать, выстоять военное время? Ведь она в те годы, как и миллионы других женщин, вместо оружия держала на руках детей и… лопату, вилы, плуг. А еще ждала с фронта известий. А это было не легче, чем каждо-дневный труд. 4 августа 1914 года в деревне Кувыка Саратовской губернии родилась девочка, назвали ее Мария. Кроме нее в семье было еще 4 детей. Отец, Андрей Николаевич, работал на поле, а мать, Дарья Абрамовна, – дома - по хозяйству и с детьми. Всю деревню свалил тиф. В 1921 году отец семейства, Андрей Николаевич, умер. «Маманька» осталась одна с малыми детьми. «Бедно жили, - рассказывает Мария Андреевна, - из еды выручали картошка с огорода, да журма. Это месиво из воды и муки». В 1921 году пошла Марья в деревенскую школу. Проучившись полгода, школа сгорела. Пришлось ей матери помогать: за детьми следить, кизяки делать, да печь ими топить. «Маманя» к тому времени на работу вышла, кормильца-то не стало. Отстроили школу заново, опять пошла она учиться. Трудное было время, неспокойное. Гражданская война шла, и опять сгорела школа. Так и не довелось поучиться в школе Марии. Сама научилась читать, считать, да писать. И пошла работать в поле, в колхоз, матери помогать. В деревне в ту пору был страшный голод и нищета. Мать, Дарья Абрамовна, чтобы не умереть с голоду, пошла в город просить милостыню и … пропала. Все тяготы легли на плечи старших детей. Мария Андреевна, пятнадцатилетняя девчонка, пошла в райцентр работать в сушильный цех. Там хоть похлебку давали да деньжат. А весной вернулась «маманя» с двумя мешками сухарей. Так и жили. В 1937 году Мария Андреевна вышла замуж за Александра Осиповича Маслова. И в 1940 году родился у них сын – Александр. Недолгое счастье было у женщины. Началась Великая Отечественная война. Мужа забрали на фронт. И опять начались трудные будни. Лозунг «Все для фронта – все для победы!» стал каким-то заклинанием. Колхозники отдавали все: и зерно, и овощи, скотину, собирали теплые вещи для бойцов, только бы поскорее одолеть врага. А сами голодные, изможденные тяжелым трудом тянули дальше свою лямку. Ели картофельные очистки, вокруг домов съели всю траву, ходили в рванье, запрягались в плуга, вместо лошадей. Вытерев слезы, трудились, а в глубине души таили надежду, что скоро любимый вернется. И скоро он вернулся после ранения на побывку. Вот радости было у Марии Андреевны! Но после выздоровления муж опять вернулся на фронт, а она в 1943 году родила дочь Валентину. И опять трудовые, тяжелые будни. И опять часы, недели, месяцы ожидания. Но вот дождалась Мария Андреевна… похоронки. Погиб ее любимый в бою за Родину. Не увидела дочка своего отца. Но надо жить дальше и растить детей. После войны колхозы стали крепнуть и стала женщина телятницей. Так и жили: «маманька» Дарья Абрамовна, Мария Андреевна, да дети ее – Александр и Валентина. Выучились они, сын стал работать трактористом в колхозе, а дочь переехала в город, стала ткачихой на ткацкой фабрике. В 1963 году решила Мария Андреевна перебраться из Кувыки поближе к доче-ри в районный поселок Татищево. Построила дом, перевезла к себе мать. Устроилась свинаркой. Годы шли. Дети обзавелись семьями, стала она бабушкой. Только теперь стало ей полегче жить, «и еда всякая, и одеть есть что», - вспоминает Мария Андреевна. «Ни о чем я не жалею в жизни, работала, как могла, старалась, детей растила», - говорит бабушка Мария. Верность и память о муже сохранила на долгие годы. И считает жизнь свою сложившейся, ведь у нее есть дети, внуки, правнуки. А то, что выпало на ее женскую долю, она пронесла через все трудности достойно. А нам с ребятами она пожелала мира, благополучия и доброты. Мария Андреевна Акилина умерла, но память о ней останется в наших сердцах, в нашей памяти. Прошло много лет, но события военного времени не забыты - они живы в воспо-минаниях ветеранов, тыловиков, запечатлены на страницах книг. Память о трагиче-ских днях передается из поколения в поколение, и мы стараемся ее сохранить. Будем всегда помнить ваш подвиг! Никто не забыт! Ничто не забыто!
Литература 1. Газета «Светлые вести» ГО ЗАТО Светлый Саратовской области, апрель 2011г. 2. Фотографии из личного архива.
|