Авторы: Кирпичникова Галина Васильевна, Зверева Татьяна Леонидовна. Мурманская область г. Снежногорск МБДОУ №8 «Якорек»
Образовательная область: художественно — эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: художественно — эстетическое развитие: художественная литература и фольклор, познавательное развитие.
Задачи.
- Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла в сотворчестве с педагогом и другими детьми: рисовать фантики и после высыхания составлять коллективную композицию из индивидуальных работ.
- Подвести к практическому освоению понятия «часть и целое». Развивать чувство цвета.
- Познакомить с разными произведениями декоративно-прикладного искусства.
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса в ходе физ. минуток, пальчиковых игр.
Предварительная работа: рассматривание изделий, выполненных или украшенных лоскутной аппликацией (одеяло, салфетка, сумка, юбка и пр.). Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Баю-баю-баюшки!»:
Баю-баю-баюшки! Крепко спят Натальюшки, Спят в кроватках Танечки, Леночки и Анечки,
Сашеньки и Колюшки, Славики и Толюшки. Баю-баюшки-баю! Я ещё разок спою!
Баю-баю-баюшки!
Материалы, инструменты, оборудование: бумажные квадратики разного цвета (примерно 5x5) — по 2-3 на каждого ребёнка, краски гуашевые, кисти, банки с водой, основа для коллективной композиции, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнка или газеты для застилания стола.
Ход занятия.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? (показываю куклу). Кто это?
Дети: — Куколка, кукла.
Воспитатель: — Да. Кукла Катя. Она любит петь и танцевать. Катя просит, чтобы вы с ней спели песенку и потанцевали. Вы будете с Катей танцевать?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Ручки пляшут та – та — та, та – та – та, та – та – та… (пою и танцую вместе с детьми)
Воспитатель: — Вот как хорошо мы с вами повеселились. Ребятки посмотрите, наша куколка устала и хочет спать. Положим ее в кроватку и споем для нее песенку: "Баю-баю-баю-бай…" и укладываю куклу в кроватку, накрыв маленьким одеялом, пою песенку.
Воспитатель: — Все наша Катенька устала. Тише ребятки не разбудите ее. Шуметь не будем. Присаживайтесь дети на стульчики. Как вы думаете тепло Кате под нашим одеялом? Одеяло маленькое, закрывает только ножки, а ручки нет. Что же делать, ведь другого одеяла у нас нет?
Дети: — (ответы детей).
Воспитатель: — Дети, я предлагаю вам смастерить новое, красивое, большое, теплое одеяло. Вы согласны?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Мы с вами сделаем одеяло из лоскутков. Посмотрите, какие у меня есть лоскуточки. (Показываю лоскутки на мольберте). Все они разного цвета. Разноцветные лоскутки. Давайте все вместе скажем: "Они разноцветные". (Хоровое проговаривание).
Воспитатель: — Рисунки на них тоже разные. Что нарисовано на этом лоскутке Маша?
Маша: — Горошки.
Воспитатель: — Катя, чем украшен этот лоскуток?
Катя: — Здесь полоски, здесь кружочки.
Воспитатель: — Этих лоскутков нам мало не получится одеяло. Будем сами рисовать узоры на лоскутках. Я беру лоскуток желтого цвета и рисую на нем узор. Беру кисть в правую руку, на один пальчик кладу, двумя придерживаю. Смачиваю кисть в воде, что я делаю ребятки?
Дети: — Смачиваешь.
Воспитатель: — Набираю краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки, придерживаю лоскуток рукой, рисую горошки на лоскутке. Какие по цвету горошки?
Дети: — Зеленые.
Воспитатель: — Правильно, зеленые. Нарисовала. Промываю кисть в воде, просушиваю о тряпочку. Что я делаю дети?
Дети: — Просушиваешь о тряпочку.
Воспитатель: — Правильно, ставлю кисть в стаканчик. Убираю в сторонку лоскуток. Беру лоскуток зеленого цвета, кисть в правую руку. Что сначала надо сделать?
Дети: — Намочить, смочить в воде.
Воспитатель: — Правильно, смачиваю ее в воде, набираю краску. А теперь что надо сделать с лишней краской?
Дети: — Отжать о край баночки.
Воспитатель: — Правильно, лишнюю краску отжимаю о край баночки, держу лоскуток левой рукой, рисую круги. Какие по цвету, круги у меня получаются?
Дети: — Синие.
Воспитатель: — Правильно, синие. Нарисовала. Беру лоскуток красного цвета, кладу на стол перед собой, беру кисть в правую руку, смачиваю ее в воде, набираю краску, лишнюю краску отжимаю о край баночки, держу лоскуток левой рукой, рисую полоски. Какие по цвету полоски?
Дети: — Желтые.
Воспитатель: — Правильно, желтые. Нарисовала. Что надо сделать с кисточкой?
Дети: — Промыть, помыть в воде.
Воспитатель: — Правильно. Промываю кисть в воде. А теперь, ведь кисточка мокрая?
Дети: — Просушить, вытереть о тряпочку.
Воспитатель: — Правильно, просушиваю о тряпочку. И поставить куда?
Дети: — Поставить в стаканчик.
Воспитатель: — Правильно ставлю кисть в стаканчик. Вытираю о салфетку пальчики. Когда краска высохнет, соберем из лоскутков одеяло. Вы ребятки хотите украсить свои лоскутки?
Дети: — Да.
Воспитатель: — Хорошо. Но сначала поиграем с нашими пальчиками (пальчиковая игра "Дружат в нашей группе девочки и мальчики…").
Воспитатель: — Умницы. Идем, сядем за столы (дети садятся за столы). Возьмем лоскуток положим перед собой. Берем кисть в правую руку, покажите мне, как правильно держите кисть. Смачиваем в воде, набираем краску, рукой придерживаем лоскуток, кисточкой рисуем узор. (Дети рисуют).
Воспитатель: — Что Маша будет рисовать?
Маша: — Полоски.
Воспитатель: — Что Даша рисует?
Даша: — Горошек.
Воспитатель: — Умницы ребятки. Украсили все лоскутки? Пальчики вытирайте влажной салфеткой.
Дети: — Да.
Воспитатель: — Пусть краска подсохнет. Потом мы с вами смастерим одеяло. А пока идемте, посмотрим, не проснулась ли наша Катя? (подходим к кроватке, беру куклу).
Воспитатель: — Проснулась. Катя мы тебе смастерим новое красивое одеяло. Только краска подсохнет на лоскутках. Идем мы тебе покажем, какие красивые у нас лоскуточки. (Подходим к столу, кукла смотрит на лоскутки).
Воспитатель: — Ребятки, Кате очень понравились лоскуточки. Одеяло будет красивое нарядное большое. Кукла очень рада. Поиграем с ней в игру.
Физ. минутка "Катеньке, гулять пора"..
Катеньке, гулять пора. На дворе нас ждет игра. Но на улице мороз, Отморозить можно нос.
Теплее одевайся, На прогулку собирайся.
Воспитатель: — Пока мы с вами играли, краска на лоскутках высохла. Присаживайтесь на стульчики, отдохните, а я соберу одеяло (приклеиваю лоскуточки). Из маленьких лоскутков у нас с вами получилось большое одеяло. Вот какое оно красивое, нарядное. Катя вам говорит: "Большое спасибо за новое, красивое одеяло". Ребятки попросим куклу остаться поиграть с нами в группе.
Дети: — Оставайся Катя с нами играть.
Литература:
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский Дом «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» Творческий центр СФЕРА 2007г
- И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Издательский Дом «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА» Творческий центр СФЕРА 2006г
|