Главный Редактор. Школьные страхи

Представление о школьных страхах современных учащихся

Автор(ы): Гузанова Т.В.
Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

В последнее десятилетие все чаще говорят о негативном влиянии школы на здоровье учащихся, как физическое, так и психическое. Концепция модернизации современного российского образования предполагает принять комплексные меры по сохранению и улучшению не только качества образования, но и здоровья учащихся. Важную роль в сохранении и улучшении психического здоровья учащихся играет психологическая служба в образовательном учреждении.



Одной из проблем, которую приходиться решать психологу в начальной школе, является проблема негативного влияния детских страхов на психологическое самочувствие ребенка. Страх определяют как аффективное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека (Захаров А.В.).

Для определения предмета психологического анализа необходимо рассмотреть группу понятий, связанных с понятием «страх»: тревога, боязнь, тревожность, фобия (навязчивое состояние страха), т.к. в психологической литературе понятия «страх» и «фобия» часто рассматриваются как синонимичные по отношению к психическим явлениям.
Существует множество подходов к проблемам страхов: З. Фрейд, Ст. Холл, Ю. Щербатых В.П., Симонов В.В., Зеньковский и др. В частности Захаров А.В., который занимался именно проблемой страха у детей выделяет два вида страха: 1.- эгоцентрический; 2.- социально-опосредованный страх. Для детей младшего школьного возраста характерно снижение эгоцентрических страхов и увеличение социоцентрических страхов. Это связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, изменением его социального статуса при поступлении в школу происходит.

По данным исследователей ведущий страх в младшем школьном возрасте – страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Школа, в свою очередь, также вносит коррективы в проблему страха у детей. Появляются так называемые школьные страхи. Нахождение ребенка в коллективе сверстников, с которыми от связан не только личными, но и социальными отношениями, способствует возникновению школьных страхов, но может и способствовать преодолению некоторых из них. Есть страхи, причина которых не связана напрямую со школой, но оказывает негативное влияние на развитие ребенка и на процесс его учения.

Особенности образовательного учреждения, также влияют на качество и характер школьных страхов: от уровня требований – гимназия, обычная школа – возможно, будет зависеть степень выраженности тех или иных страхов, особенности из развития и содержания.

Мы предполагаем, что в большинстве случаев школьные страхи оказывают негативное влияние на учебно-воспитательный процесс и психологическое развитие ученика. При этом необходимо ответить на вопрос о целесообразности «уничтожения» страха, как предлагают большинство коррекционных программ. Насколько необходим страх для полноценного развития современного ребенка? В качестве примера рассмотрим страх отметки. С одной стороны этот страх негативно сказывается на развитии познавательной активности ученика, на его отношении к изучаемому предмету. С другой - в современной школе часто является ведущим мотивом обучения. Это связано с отношением СМИ, родителей к школе, с понижением статуса учителя в современном обществе.

Современное состояние общества, изменение ценностей в обществе: расслоение в социальном статусе родителей, изменение отношения родителей к требованиям школы вносит коррективы в содержания страхов детей. Появляются новые школьные страхи, так, например, страх школьных охранников, страх автомобильных «пробок» по пути в школу и т.п.

Например, ребенок, попавший в аварию по пути в школу, начинает бояться садиться в автомобиль, после негативная установка переносится и на саму школу.

В своем исследовании мы хотим провести психологический анализ содержания новых страхов, а также проанализировать те изменения в содержании школьных страхов, которые произошли под влиянием изменившихся условий в современном обществе.

Просмотров: 393
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Морозова Елена Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как преодолеть страх перед школой»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Копычева Татьяна Владимировна. «Как побороть страх воды у детей от года?»
  • Истомина Наталия Анатольевна. Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»
  • Винокурова Наталья. Сказкотерапевтическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Наши чувства: Страх»
  • Ирина Владимировна Марухнич. Занятие для коррекции страхов у детей: «Сказка о волшебном сундучке»,
  • Дзятская Светлана Михайловна. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Профилактика страхов и тревожности — сказка «Как лошадка Лу стала храброй»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Редактор. Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы накануне праздника 14 февраля или 8 марта
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога в ДОУ: «Детские страхи и пути их преодоления»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Редактор. Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе
  • Альбина Гаврикова. Разработка содержания мероприятия с родителями «Адаптация ребенка в дошкольном образовательном учреждении» в возрастной младшей группе
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Редактор. Как выбрать танцевальную школу для ребенка?
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Клемина Светлана Николаевна. Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» «У страха глаза велики» в старшей группе
  • Есинова Оксана Борисовна. Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Главный Редактор. Сценарий Первого Сентября- Спор школьных предметов
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Торхова Ольга Николаевна. Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе. Основные проблемы и их разрешение»
  • Редактор. Из школьных сочинений
  • Спешкова Мария Сергеевна. «Ребенок и информация: детство в современном информационном обществе»
  • Небогатых Наталья Ивановна. «Страхи детей, что прячется за ними?»
  • Папазьян Анастасия Игоревна. Консультация для родителей на тему: «Эмоциональное состояние ребенка в период достижения им трех лет»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь