Методы поведенческой коррекции

Различают два типа иерархии. В зависимости от того, как представлены элементы – стимулы вызывающие тревожность, различают: пространственно-временные и тематические иерархии.

В пространственно-временной иерархии представлен один и тот же стимул, предмет или человек (например, доктор, Баба Яга, собака, милиционер и т.д.), или ситуация (ответ у доски, расставание с матерью) в различных временных (отдаленность событий во времени и постепенное приближение времени наступления события) и пространственных (уменьшение расстояния в пространстве) измерениях. То есть при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения клиента к вызывающему страх событию или предмету.

В тематической иерархии стимул, вызывающий тревожность, варьируется по по физическим свойствам и предметному значению для того, чтобы сконструировать последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией. Таким образом создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживаний клиентом тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии второго типа способствуют обобщению умения клиента подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций.

Например, у клиента выявляется страх высоты. Психолог составляет иерархическую шкалу – перечень ситуаций и сцен, которые вызывают у клиента страх, начиная от слабого и до сильно выраженного. На первое место может быть поставлено слово «высота» , потом вид открытой двери на балкон высотного этажа, затем сам балкон, вид асфальта и автомашин под балконом.

В качестве примера можно привести 15 сцен из иерархии, составленной для клиента со страхом полетов в самолете:

  1. Вы читаете газету и замечаете объявление авиакомпании.
  2. Вы смотрите телевизионную программу и видите группу людей садящихся в самолет.
  3. Ваш шеф говорит, что вам нужно совершить деловую поездку на самолете.
  4. Остается две недели до вашей поездки, и вы просите секретаря забронировать билет на самолет.
  5. Вы в своей спальне укладываете чемодан для поездки.
  6. Вы принимаете душ утром перед поездкой.
  7. Вы в такси по пути в аэропорт.
  8. Вы проходите регистрацию в аэропорту.
  9. Вы в зале ожидания и слышите о посадке на ваш рейс.
  10. Вы стоите в очереди перед трапом самолета.
  11. Вы сидите в самолете и слышите как начинает работать двигатель самолета.
  12. Самолет приходит в движение, вы слышите голос стюардессы «пристегните ремни».
  13. Вы смотрите в окно, когда самолет начинает разбегаться по дорожке.
  14. Вы смотрите в окно в то время, когда самолет собирается взлететь.
  15. Вы смотрите в окно, когда самолет отрывается от земли.

3 этап.

Перед началом десенсебилизационной работы обсуждается методика обратной связи: информирование клиентом психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее –поднятием пальца левой руки. Затем организуется последовательное предъявление клиенту (находящемуся в состоянии релаксации) стимулов из сконструированной ранее иерархии, начиная с низшего элемента (практически не вызывающего тревожности) и постепенно переходя к более высоким. Предъявление стимулов может осуществляться вербально, in vivo.

При работе со взрослыми клиентами стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. Представление ситуации осуществляется согласно списку. Клиент воображает ситуацию 5-7 с. Затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Этот  период длится до 20с. Представление ситуации повторяется несколько раз. И если у пациента тревога не возникает, то переходят к следующей, более трудной ситуации.

При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается. Клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и отсутствие малейшей тревожности у клиента не будет сохраняться даже при предъявлении высшего элемента иерархии. Посредством тренировок можно достичь такого результата, когда представление о высоте у больного с гибсофобией уже не вызывает страха. После этого тренировки переносят из лаборатории в реальную действительность.

В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуаций, возвращаются к предшествующей ситуации. При простых фобиях всего проводятся 4-5 сеансов, в сложных случаях – до 12 и более.


Просмотров: 7624
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психотерапия и консультирование




Другие новости по теме:

  • «Бихевиористская» модель семейного воспитания
  • Аверсивная психотерапия
  • Аутогенная тренировка (АТ)
  • Базисная мотивация деятельности (поведения) клиента
  • Вербальная поддержка клиента
  • Власть, основанная на принуждении
  • Десенситизация
  • Изучение личности клиента
  • Кейрофобия
  • Количество встреч психолога-консультанта с клиентом
  • Конструктивный подход к решению проблемы клиента
  • Консультативная психология
  • Логотерапия
  • Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)
  • Неуверенность клиента в себе
  • Обратная связь психолога-консультанта и клиента
  • Почему у детей появляются страхи?
  • Прием постановки психологом-консультантом открытых вопросов перед клиентом
  • Применение аутогенной тренировки у спортсменов
  • Провокационная терапия (Френк Фарелли)
  • Прогрессирующая мышечная релаксация Джейкобсона
  • Противоречия в фактах, проявляющиеся на стадии интерпретации исповеди
  • Протокол включенного наблюдения для педагога-психолога Н. Самоукиной
  • Процедура активизации памяти и мышления клиента
  • Процедура эмпатического слушания психологом-консультантом клиента
  • Психологическое интервью как основная модель консультирования
  • Психологическое консультирование по телефону
  • Релаксация
  • Ситуация клиента и ситуация экспертизы
  • Экспозиция



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь