Факторы формирования социально-психологического климата

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро и микросреды.

Факторы макросреды – это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся:

  1. Общественно-политическая ситуация в стране – ясность и четкость политических и экономических программ, доверие к правительству и пр.
  2. Экономическая ситуация в обществе – баланс между уровням технического и социального развития.
  3. Уровень жизни населения – баланс между заработной платой уровнем цен, потребительская способность населения.
  4. Организация жизни населения – система бытового и медицинского обслуживания.
  5. Социально-демографические факторы – удовлетворение потребностей общества и производства в трудовых ресурсах.
  6. Региональные факторы – уровень экономического и технического развития региона.
  7. Этнические факторы – наличие или отсутствие межэтнических конфликтов.

Факторы микросреды – это материальное и духовное окружение личности в организации. К микрофакторам относятся:

  1. Объективные – комплекс технических, санитарно-гигиенических, управленческих элементов в каждой конкретной организации.
  2. Субъективные (социально-психологические факторы):
    1. формальная структурахарактер официальных и организационных связей между членами группы, официальные роли и статусы членов группы;
    2. неформальная структура – наличие товарищеских контактов, сотрудничества, взаимопомощи, дискуссий, споров, стиль руководства, индивидуальные психологические особенности каждого члена группы, их психологическая совместимость.

У каждого человека есть собственное внутреннее отношение к своему труду и товарищам по работе, собственная установка на труд и фирму. Она определяется воспитанием, жизненным опытом, социальным окружением. Совокупность установок всех членов коллектива (установки на дружелюбие и сотрудничество или, напротив, враждебность, неприязнь, самоизоляцию) создает общую психологическую обстановку. Ничто так не мешает делу, как постоянное отсутствие настроения для работы и враждебность со стороны товарищей. Тогда начинает работать эффект «социальной ингибиции» и мотивация к труду резко падает. Это препятствует повышению трудовых показателей гораздо больше, чем даже отсутствие автоматизации, передовой технологии или надлежащих экономических условий. От мотивации и настроения людей зависят инициатива, творческий поиск, изобретательность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, менеджерами, своей работой, ее процессом и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данной фирме, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в фирме, с менеджерами условиями и содержанием труда. Это, естественно, сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность. Нужно знать: довольны или недовольны отдельные работники своим статусом, заработной платой, содержанием своего труда, отношениями в организации. Необходимо иметь в виду, что субъективная удовлетворенность каждого работника – это одна из целей менеджера и психолога в организации. Но в то же время неудовлетворенность работника служит важным побудительным стимулом его творческих поисков. В конкретном социально-психологическом исследовании климата необходимо учитывать полярный характер такого показателя, как удовлетворенность. Субъективная удовлетворенность – крайне специфическая вещь. Одни и те же условия вполне устраивают одного человека и абсолютно не устраивают другого. На психологическом уровне удовлетворенность выражена соотношением субъективной оценки того, что человек отдает фирме, и того, что он получает взамен. Удовлетворенность – неудовлетворенность человека работой может быть вызвана разными обстоятельствами. Среди них наиболее существенными являются:

  1. характер труда;
  2. размер заработной платы;
  3. престиж профессии;
  4. перспективы повышения квалификации, разряда, должностного статуса и пр.;
  5. специфические особенности и условия работы: месторасположение; фирма, в которой много друзей; удобный режим работы; уважаемый и даже знаменитый руководитель и т.п.;
  6. сопутствующие работе возможности интересных встреч, поездок; возможности узнать и научиться новому.

Итак, изучение социально-психологического климата, по сути, представляет собой исследование общественного мнения членов организации по вопросам отношения к труду, содержанию работы, менеджерам и коллегам.

Методы изучения климата могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются:

  • наблюдение - самый главный метод работы психолога;
  • интервью с руководителями и работниками;
  • опрос работников по специально разработанной анкете;
  • анализ документации фирмы, отражающей трудовую активность, производительность, качество труда;
  • тест «Социально-психологический климат» О.С. Михалюк;
  • тест «Удовлетворенность трудом» В.П. Захарова;
  • тест «Самочувствие – активность – настроение»;
  • тест «Цветопись» А.Н. Лутошкина;
  • тест конкретных ситуаций А.А. Ершова;
  • тест «Стиль руководства» А.А. Журавлева;
  • тест «Пульсар» Л.Г. Почебут.

Просмотров: 9073
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Социальная психология




Другие новости по теме:

  • 8.7. Особенности взаимоотношений в системе «спортсмен – спортсмен»
  • Американская социально-психологическая школа
  • Климат социально-психологический
  • Критериальный показатель
  • Место и роль психолога в фирме
  • Методика «Стиль управления»
  • Мотивация и компенсация труда
  • Неформальная (социально-психологическая) структура
  • Организация как средняя социальная группа
  • Основные понятия организационной социальной психологии
  • Повышение эффективности работы коллектива
  • Подходы к управлению персоналом
  • Показатели социально-психологического климата
  • Показатели эффективности организации
  • Понятие мотивации
  • Понятие трудового коллектива
  • Ситуационный подход к теории руководства
  • Социально-психологическая характеристика коллектива
  • Социально-психологический климат
  • Социально-психологический климат в семье
  • Социально-психологический тренинг
  • Социология труда
  • Сочетание стилей руководства
  • Сущность социально-психологического климата
  • Теория Ф. Херцберга
  • Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой
  • Типы структур организации
  • Условия труда
  • Формальная (функциональная) структура
  • Функции организации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь