Руссо (Rousseau) Жан-Жак (1712 – 1778)

французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери. Отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д. Дидро, затем - с Д’Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Д. Дидро принял участие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" (1751-1780), где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, "Рассуждения о науках и искусствах", где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми" (1755) и "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга "Эмиль, или О воспитании" (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит его разрыв с просветителями и обостряется полемика с Ф. Вольтером. С 1766 г. по 1767 г. Р. искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он - в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Р. основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма - если Бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие Бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в "Исповедании веры савойского викария", вставленного в роман "Эмиль, или о воспитании". Р. - один из теоретиков концепции "общественного договора", в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в "Прогулках одинокого мечтателя" (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Р. понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности "культурных" наций "простой и чистый" нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв "Назад, к природе!"). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Труды Р. в рус. пер.: "Исповедание", ч. 1-2, М., 1797; Собр. соч. "Теории воспитания", СПб., 1866; "О причинах неравенства", СПб., 1907; Избранные соч., т. 1-3, М., 1961; "Юлия, или Новая Элоиза", М., 1968; "Трактаты", М., 1969; Педагогические сочинения, т. 1-2, М., 1981.
Просмотров: 526
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Беттельгейм (Bettelheim) Бруно (1903 – 1990)
  • Вернер (Werner) Хайнц (1890 – 1964)
  • Владиславлев Михаил Иванович (1840 – 1890)
  • Возникновение и развитие педагогики на протяжении нескольких эпох
  • Выготский Лев Семенович (1896 – 1934)
  • Девид Юм
  • Деизм
  • Дидро Дени (1713 – 1784)
  • Ересь Елена Павловна (1904 – 1985)
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Избавление от взаимозависимости, восстановление связи с собственной личностью
  • Использование арттерапии в работе с детьми
  • Каптерев Петр Федорович (1849 – 1922)
  • Колберг (Kohlberg) Лоуренс (1927 – 1987)
  • Костюк Григорий Силович (1899 – 1982)
  • Ланге (Lange) Фридрих Альберт (1828 – 1875)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Непрофессиональная педагогическая деятельность
  • Образования философия
  • Педагогическая антропология как комплексная наука: ее сущность и основные принципы
  • Политцер (Politzer) Жорж (03.05.1903 – 23.05.1942)
  • Понятие о педагогике как науке
  • Принципы социальной педагогики
  • Пристли (Priestley) Джозеф (1733 – 1804)
  • Сохин Феликс Алексеевич (1928 – 1989)
  • Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828 – 5.3.1893)
  • Франк Семен Людвигович (1877 – 1950)
  • Штайнер, Штейнер (Steiner) Рудольф (1861 – 1925)
  • Эмиль Дюркгейм
  • Юм Девид (1711 – 1776)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь