Эмиль Дюркгейм

Родился 15 апреля 1858, Эпиналь; скончался 15 ноября 1917, Париж.

Французский социолог-позитивист. Основатель французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала «L'Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш. Ренувье. Обосновывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отстаивал специфичность её объекта — социальной реальности, её несводимость к био-психической реальности индивидов. В работе «Правила социологического метода» (1895, в рус. пер. — «Метод социологии», 1899) Дюркгейм определял предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой.

В противовес интуитивизму «философии жизни» Дюркгейм отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений и вслед за Контом призывал к применению объективных методов по образцу естественных наук. Методологическую установку на исследование самих социальных процессов, а не представлений о них он сформулировал в известном лозунге: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». В теоретико-методологическом плане Дюркгейм сочетал приверженность эволюционизму со структурно-функциональным подходом. Первая тенденция проявилась у него главным образом в типологии обществ (сложные общества как комбинации простых), в объяснении социальной жизни посредством обращения к её «элементарным» формам и т. д. В то же время, соединив присущий органической школе взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социальной реальности, Дюркгейм в развёрнутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа в немарксистской социологии. Под функцией он понимал соответствие того или иного явления определения потребности социальной системы.

В работе «О разделении обществ, труда» (1893, рус. пер., 1900) Дюркгейм утверждал, что основная функция разделения труда — поддержание социальной солидарности. В архаических обществах она основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» (механическая солидарность), в развитых обществах — на разделении труда и функциональной взаимозависимости индивидов («органическая солидарность»), причём «коллективное сознание» здесь становится более неопределённым и действует в огранической сфере.

В книге «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Дюркгейм, отвергая психологические и другие объяснения самоубийства, связывает его со степенью ценностно-нормативной интеграции общества и интенсивностью социальных связей. Он выделяет три осн. типа самоубийства: эгоистическое — следствие ослабления воздействия социальных норм на индивида; альтруистическое — результат крайнего поглощения индивида обществом; анемическое самоубийство, по Дюркгейму, порождается ценностно-нормативным кризисом в обществе (аномией).

В наиболее крупной работе Дюркгейма — «Элементарные формы религиозной жизни...» («Les formes elementaires de la vie religieusc...», 1912), на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживаются социальные истоки и функции религии и форм познавательной деятельности. Дюркгейм стремился доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религ. культов — общество, а гл. социальные функции религии — воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих обществ. развитие. Он понимал религию чрезвычайно широко, рассматривая её как синоним идеологии.

В конкретно научной плане основной вклад Дюркгейма состоит в анализе ценностно-нормативных систем общества и попытке разработки строгих методов исследования социальных фактов. Отводя ведущую роль «коллективным представлениям» и открещиваясь от «упрёков» в материализме, он сводил материальные факторы социальной жизни к эколого-демографическим аспектам.

Основанная Дюркгеймом школа, в которую входили социологи (Мосс, С. Бугле, П. Фоконне, Хальбвакс, Ж. Дави и др.) и представители ряда смежных наук, занимала ведущее положение во французской социологии 1900—1930-х гг. С 60-х наблюдается стремление реицтерпретировать теорию Дюркгейма в эволюционистском духе. Сторонники феноменологической социологии подвергают резкой критике позитивистские основания его концепций. Но в целом влияние теории Дюркгейма на западную социологию остаётся значительным.

Сочинения:

Sociologie et philosophie, P., 1924; Lecons de sociologie, P., 1950; в рус. пер.— Социология и социальные науки, в кн.: Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.

Рекомендуемая литература:

Кон И.О., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 4; Коржева Э.М., Категория коллективного сознания и ее роль в концепции Э. Д., «Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия», 1968, № 4; её же, Социологич. теория познания Э. Д., в кн.: Из истории бурж., социологии 19—20 вв., М., 1968; Гофман А. В., «Социологизм» как концепция Э. Д., в кн.: Историко-филос. сборник, М., 1972; его же, Религия в филос.-социологич. концепции Э. Д., «Социологич. исследования», 1975, № 4; Осипов а Е. В., Социология Э. Д., М., 1977;Николаев Ю. Н., Э. Д. как социальный философ, «Социологич. исследования», 1978, №2.


Просмотров: 1721
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Академическая социология
  • Альтернативная социология
  • Вебер Макс (1864 – 1920)
  • Гуманистическая социология
  • Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858 – 1917)
  • Интегральная социология
  • Историческая социология
  • Категория
  • Малиновский (Malinowski) Бронислав Каспер (1884 – 1942)
  • Социальная критика
  • Социальные санкции
  • Социологическое исследование
  • Социология города
  • Социология деревни
  • Социология досуга
  • Социология интеллигенции
  • Социология искусства
  • Социология науки
  • Социология образования
  • Социология организаций
  • Социология пола
  • Социология религии
  • Социология сельского хозяйства
  • Социология социологии
  • Социология труда
  • Социология управления
  • Социология языка
  • Формальная социология
  • Экономическая социология
  • Этнометодология



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь