|
Эмиль ДюркгеймРодился 15 апреля 1858, Эпиналь; скончался 15 ноября 1917, Париж. Французский социолог-позитивист. Основатель французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала «L'Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Дюркгейм испытал также влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш. Ренувье. Обосновывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отстаивал специфичность её объекта — социальной реальности, её несводимость к био-психической реальности индивидов. В работе «Правила социологического метода» (1895, в рус. пер. — «Метод социологии», 1899) Дюркгейм определял предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой. В противовес интуитивизму «философии жизни» Дюркгейм отстаивал необходимость распространения рационализма на познание социальных явлений и вслед за Контом призывал к применению объективных методов по образцу естественных наук. Методологическую установку на исследование самих социальных процессов, а не представлений о них он сформулировал в известном лозунге: «Социальные факты нужно рассматривать как вещи». В теоретико-методологическом плане Дюркгейм сочетал приверженность эволюционизму со структурно-функциональным подходом. Первая тенденция проявилась у него главным образом в типологии обществ (сложные общества как комбинации простых), в объяснении социальной жизни посредством обращения к её «элементарным» формам и т. д. В то же время, соединив присущий органической школе взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социальной реальности, Дюркгейм в развёрнутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа в немарксистской социологии. Под функцией он понимал соответствие того или иного явления определения потребности социальной системы. В работе «О разделении обществ, труда» (1893, рус. пер., 1900) Дюркгейм утверждал, что основная функция разделения труда — поддержание социальной солидарности. В архаических обществах она основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» (механическая солидарность), в развитых обществах — на разделении труда и функциональной взаимозависимости индивидов («органическая солидарность»), причём «коллективное сознание» здесь становится более неопределённым и действует в огранической сфере. В книге «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Дюркгейм, отвергая психологические и другие объяснения самоубийства, связывает его со степенью ценностно-нормативной интеграции общества и интенсивностью социальных связей. Он выделяет три осн. типа самоубийства: эгоистическое — следствие ослабления воздействия социальных норм на индивида; альтруистическое — результат крайнего поглощения индивида обществом; анемическое самоубийство, по Дюркгейму, порождается ценностно-нормативным кризисом в обществе (аномией). В наиболее крупной работе Дюркгейма — «Элементарные формы религиозной жизни...» («Les formes elementaires de la vie religieusc...», 1912), на основе анализа австралийских тотемических культов прослеживаются социальные истоки и функции религии и форм познавательной деятельности. Дюркгейм стремился доказать, что «реальный» и «подлинный» объект всех религ. культов — общество, а гл. социальные функции религии — воссоздание сплочённости и выдвижение идеалов, стимулирующих обществ. развитие. Он понимал религию чрезвычайно широко, рассматривая её как синоним идеологии. В конкретно научной плане основной вклад Дюркгейма состоит в анализе ценностно-нормативных систем общества и попытке разработки строгих методов исследования социальных фактов. Отводя ведущую роль «коллективным представлениям» и открещиваясь от «упрёков» в материализме, он сводил материальные факторы социальной жизни к эколого-демографическим аспектам. Основанная Дюркгеймом школа, в которую входили социологи (Мосс, С. Бугле, П. Фоконне, Хальбвакс, Ж. Дави и др.) и представители ряда смежных наук, занимала ведущее положение во французской социологии 1900—1930-х гг. С 60-х наблюдается стремление реицтерпретировать теорию Дюркгейма в эволюционистском духе. Сторонники феноменологической социологии подвергают резкой критике позитивистские основания его концепций. Но в целом влияние теории Дюркгейма на западную социологию остаётся значительным. Сочинения:Sociologie et philosophie, P., 1924; Lecons de sociologie, P., 1950; в рус. пер.— Социология и социальные науки, в кн.: Метод в науках, СПБ, 1911; Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914. Рекомендуемая литература:Кон И.О., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 4; Коржева Э.М., Категория коллективного сознания и ее роль в концепции Э. Д., «Вестн. Моск. ун-та. Сер. Философия», 1968, № 4; её же, Социологич. теория познания Э. Д., в кн.: Из истории бурж., социологии 19—20 вв., М., 1968; Гофман А. В., «Социологизм» как концепция Э. Д., в кн.: Историко-филос. сборник, М., 1972; его же, Религия в филос.-социологич. концепции Э. Д., «Социологич. исследования», 1975, № 4; Осипов а Е. В., Социология Э. Д., М., 1977;Николаев Ю. Н., Э. Д. как социальный философ, «Социологич. исследования», 1978, №2. Категория: ПЕРСОНАЛИИ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|