Штайнер, Штейнер (Steiner) Рудольф (1861 – 1925)

австрийский философ и педагог, создатель антропософии, учения о человеке, как носителе скрытых духовных сил. Д-р философии (с 1891). Образование получил в Венской высшей технической школе, которую окончил в 1881 г. Изучая труды И.В. Гете в области естествознания и философии, стал последователем его натурфилософии. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее - "философии жизни" Ф. Ницше. С 1883 по 1897 г. редактировал и комментировал труды Гете, участвуя в подготовке фундаментального Веймарского собрания его сочинений. В конце 1890-х гг. Ш. развивал идею мыслительного монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их субъект, приходит к единому образу мира, черпая мотивы деятельности в интуиции, и благодаря ей отождествляя себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. опирался на идеи Гете о "созерцающей силе суждения", которые получили у него значение научного метода ("Очерк теории познания гетевского мировоззрения", 1897; в рус. пер. 1993), и, как следствие, создал учение о медитативном мышлении, которое впоследствии развивал в рамках антропософии, как универсального учения о человеке. Реализация человеком в себе "свободного духа" через развитие интеллектуальных и душевных способностей всегда была, по мысли Ш., источником культурного прогресса, поскольку задатки к такому развитию у всех людей врожденные. В 1899-1904 гг. он преподавал в рабочей школе в Берлине, где применял свои идеи на практике, трактуя воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Широта научных и философских интересов привела Ш. в 1902 г. в Теософское общество (основанное в 1875 г. в Нью-Йорке Е.П. Блаватской и Г. Олкоттом), целью которого было "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнительному изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Ш. возглавлял немецкую секцию теософского общества. Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека - достижение "сокровенного знания" и сверхъестественных способностей с помощью немногих "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человечества. Поскольку деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Америки и Европы, его центр в 1879 был перенесен в Индию. После кончины Е.П. Блаватской (1891) и Г. Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, объявившая в 1912 г. новым "спасителем" человечества Кришнамурти. Не согласный с этим Ш. в 1913 г. вышел из общества, основав в Дорнахе "Всеобщее антропософское общество". Основы антропософии были изложены им в книгах "Тайная наука" (1910) и "Антропософия" (1924), в которых он предпринимал попытку соединить классическую немецкую философию и естественно-научные идеи нового времени с различными религиозными доктринами древности и средневековья. В духе пантеистической традиции считал, что Бог растворен в природе и мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения в антропософии интерпретировались мифы и верования всех времен и народов ("Мистерии древности и христианство", М., 1910). В социально-политическом устройстве общества Ш. отталкивался от идей Платона, считая, что общественная жизнь должна состоять из трех независимых сфер:

1) государственной, функция которого - ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы);
2) правовой, функция которой - независимое правосудие (сфера равенства);
3) экономической, функция которой - обеспечить свободное кооперирование (сфера братства).

Исходя из идей антропософии, заложил основы Вальдорфской педагогики (по имени фабрики "Вальдорф-Астория" в Штутгарте, где для детей рабочих в 1919 г. была впервые организована такая школа). Задача Вальдорфской педагогики - воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения, действуя на пользу прогрессу. Действия педагогов при этом должны направляться на "искусство пробуждать" скрытые в человеке природные задатки и потому чрезвычайно важна личность и умения педагогов (с 1927 г. в Штутгарте издается журнал "Искусство воспитания"). Искусство рассматривалось как наилучшее средство для развития живого мышления, прочной воли, душевной ответственности и способности находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Ш. придавал большое значение трудовому воспитанию и активно возражал против тестирования и отбор одаренных детей. Исследования, публикации и многочисленные доклады Ш. охватывали не только проблемы педагогики, психологии, образования, но и отдельные виды искусства, медицины, космологии, истории религии и т. д. Он выступал также как драматург, скульптор и архитектор. Выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектуру экспрессионизма, а антропософские труды - на некоторых представителей искусства (Андрей Белый, В.В. Кандинский, М.А. Волошин, М.А. Чехов и др.). В 30-е гг. деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими запрет на сочинения Ш. (1933-1945 г.). Однако после войны и особенно с 1960-х гг. происходит возрождение идей Ш.: в Арлесхейме (Швейцария) работает клинико-терапевтический институт, к концу XX века в мире насчитывались сотни вальдорфских школ и более тысячи детских садов. В рус. пер. опубликованы соч. Ш.: "Теософия", М., 1915; "Очерк тайноведения", М., 1916; "Вопрос воспитания как социальный вопрос", Калуга, 1992; "Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки", М., 1993; "Методика обучения и предпосылки воспитания", М., 1994; "Философия свободы", Калуга, 1994; "Из области духовного знания, или антропософия", М., 1997 и др.
Просмотров: 1219
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Адорно (Adorno) Теодор (1903 – 1969)
  • Бретт (Brett) Джордж Сидней (05.08.1879 – 27.10.1944)
  • Вальдорфская педагогик
  • Вейнингер (Weininger) Отто (1880 – 1903)
  • Виттельс (Wittels) Фриц (1880 – 1951)
  • Возникновение и развитие педагогики на протяжении нескольких эпох
  • Габерлин (Haberlin) Пауль (1878 – 1960)
  • Гартман (Hartmann) Эдуард (1842 – 1906)
  • Ермаков Иван Дмитриевич (1875 – 1942)
  • Зеньковский Василий Васильевич (1881 – 1962)
  • Ибн-Рушд (латинизированное имя - Аверроэс) (1126 – 1198)
  • Из истории развития социальной педагогики за рубежом
  • Кронфельд (Kronfeld) Артур (1886 – 1941)
  • Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920)
  • Лосский Николай Онуфриевич (1870 – 1965)
  • Маркузе (Marcuse) Герберт (1898 – 1979)
  • Педагогическая антропология как комплексная наука: ее сущность и основные принципы
  • Перлз (Perls) Фриц Фридрих Соломон (1893 – 1970)
  • Пристли (Priestley) Джозеф (1733 – 1804)
  • Райх (Reich) Вильгельм (1897 – 1957)
  • Рубинштейн Моисей Матвеевич (1878 – 1953)
  • Связь педагогики с другими науками
  • Сепир (Sapir) Эдвард (1884 – 1939)
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Теории происхождения способностей. Способности и задатки
  • Успенский Петр Демьянович (1887 – 1947)
  • Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889 – 1976)
  • Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936)
  • Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882 – 1963)
  • Эллис (Ellis) Хэвлок (1859 – 1939)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь