Швырков Вячеслав Борисович (1939 – 1994)

российский психофизиолог, автор системно-эволюционной теории нервной системы. Д-р медицинских наук (1978), профессор (1991), один из ближайших учеников П.К. Анохина. В 1964 г. закончил 1-й Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова. С 1972 по 1994 г. возглавлял лабораторию нейрофизиологических основ психики, созданную по инициативе и при участии П.К. Анохина. Ш. была сформулирована теория функциональных систем (ФУС), согласно которой между стимулом и действием имеют место не последовательные процессы сенсорного кодирования (сенсорные структуры) и формирования ответа (эфферентные структуры), а общемозговые системные процессы объединения нейронов в ФУС. Это объединение проходит ряд стадий, соответствующих известным стадиям развертывания (системным механизмам) ФУС и сопоставимых с внешне наблюдаемыми этапами действия, компонентами ЭЭГ-потенциалов и активациями нейронов. Обосновав идею о системном значении компонентов ЭЭГ-потенциалов и соответствующих им фаз нейрональной активности, Ш. обеспечил возможность использования традиционных показателей в качестве индикаторов протекания тех или иных системных процессов. Им было разработано представление о сопоставимости психических процессов, характеризующих организм и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологических процессов, протекающих на уровне отдельных элементов, только через системные процессы, т. е. процессы, организующие элементарные механизмы в ФУС. Из этого вытекал принципиально важный вывод о том, что психические явления могут быть сопоставлены не с самими локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а с процессами их организации. Психика в рамках этого представления рассматривается как субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее структура представляется как "система взаимосвязанных ФУС". Тем самым сделан важный шаг к преодолению методологически несостоятельных попыток прямого соотнесения психического и физиологического, приводящего к рассмотрению этих процессов как тождественных, параллельно протекающих или взаимодействующих. Ш. сформулировал системно-эволюционную теорию, согласно которой нервная система рассматривается не как "тело", а как внутренний "субъективный экран", образующийся в процессе эволюции между генетической программой и ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений организма со средой. В этом контексте нервные процессы выступают как субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Нейроны специализированы относительно ФУС, складывающихся при формировании целостных поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития. При реализации любого акта внешнего поведения одновременно активны нейроны, принадлежащие к ФУС разного возраста. Накопленные в эволюции и в истории индивидуальной жизни ФУС составляют структуру субъективного мира. В формировании новых поведенческих актов используются молчащие нейроны "запаса". Из активирующихся в пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток, активация которых приводит к достижению полезного приспособительного результата. Фиксация нового акта осуществляется как специализация этих клеток относительно вновь формируемых ФУС. Эта концепция обучения получила название системно-селекционной. Поскольку описание системных специализаций нейронов, активных в какой-то момент, одновременно раскрывает состояния субъективного опыта в это же время, а описание всех специализаций дает картину всей онто- и филогенетической памяти индивида, постольку изучение системной специализации нейронов, по мнению Ш., становится объективным методом исследования субъективного опыта, а изучение активности клеток с известной специализацией - объективным методом анализа состояния и динамики этого опыта. Основные труды Ш.: "Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения", М., 1978; "Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики", М., 1995.
Просмотров: 1668
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • Алексеев Никита Глебович (1932 – 2003)
  • Ассоциативная психология
  • Бойко Евгений Иванович (1909 – 1972)
  • Вацуро Эразм Григорьевич (1907 – 1967)
  • Веккер Лев Маркович (1918 – 2001)
  • Взаимосвязь психики и мозга человека
  • Вильгельм Вундт
  • Вундт (Wundt) Вильгельм (1832 – 1920)
  • Ганглий
  • Грот Николаи Яковлевич (1852 – 1899)
  • Зоопсихология
  • Интроспективная психология
  • Ломов Борис Федорович (1927 – 1989)
  • Метапсихология
  • Мещерский Ростислав Михайлович (1921 – 1986)
  • Общая психология
  • Патопсихология
  • Понятие о нейронных системах мозга и их роли в поведении
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Прохазка (Prochazka) Йиржи Георг (1749 – 1820)
  • Психофизиологическая проблема в психологии
  • Психофизиологические изменения в период старения
  • Равич-Щербо Инна Владимировна (1927 – 2004)
  • Сеченов Иван Михайлович
  • Системный подход в менеджменте
  • Структура психики
  • Традиции подхода к пониманию индивидуальности и их характеристика
  • Физиологическая психология
  • Функциональная психология
  • Эмоции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь