|
Бойко Евгений Иванович (1909 – 1972)
российский психолог, д-р психологических наук (1963), профессор (1966). Закончил в 1931 лингвистическое отделение Московского педагогического ин-та (второго МГУ). Работал в Институте К. Маркса - Ф. Энгельса - В.И. Ленина при ЦК ВКП(б) (1931-1936), участвовал в издании трудов классиков марксизма (хотя сам в партии не состоял). В 1945 г. перешел в Институт психологии АПН РСФСР, где с 1952 г. заведовал лабораторией и защитил докт. дис.: "Время реакции человека". Основное направление научной деятельности Б. - экспериментальное и теоретическое изучение психофизиологических механизмов высших форм психической деятельности человека (мышления, речи). Считал, что важнейшая задача психологической науки состоит в соотнесении субъективных явлений с их материальными механизмами, в становлении объективных закономерных отношений между субъективным миром и материальными процессами мозга. В то же время подчеркивал, что в описании субъективных явлений содержится важная информация о работе мозга как материального органа и потому психология должна занять место в комплексе наук, изучающих работу нервной системы и поведение. Особые возможности человека, по его мнению, возникают в результате функционирования так называемых динамических временных связей, составляющих суть нового принципа организации его нервной деятельности по сравнению с животными. Они образуются экстренным образом в результате взаимодействия физиологических реакций, не требуя для своего формирования процедуры "подкрепления", но имеют при этом строго детерминированные нейрофизиологические основания своего возникновения. Вместе со связями ассоциативными ("замыкательными") динамические временные связи образуют сложные и гибкие функциональные структуры, лежащие в основе различных форм умственной деятельности человека. При их посредстве у человека осуществляются психофизиологические реакции на слово и на совместное действие словесных и непосредственных раздражителей. Некоторые их виды стали объектом экспериментального изучения в лаборатории. Для этой цели разработана и применена специальная методика тестирования основной, исследуемой, реакции с помощью другой, пробной, реакции, скрытые периоды которой используются как главный показатель при изучении механизмов высших психических процессов. Для реализации методики тестирующего стимула в эксперименте Б. предложил ряд технических устройств (большой, малый и портативный пульты). В ходе проведенного по этой методике цикла экспериментальных работ были получены данные, показывающие, что динамические временные связи образуются в результате как усиления одних элементов взаимодействующих функциональных структур (благодаря суммированию возбуждения в общих нейронных комплексах), так и подавления несовпадающих нейронных структур, участвующих в реакции. В результате происходят перегруппировки элементов и видоизменения структур действующих связей в соответствии с предметными ситуациями и предшествующим опытом индивида. Здесь открывается механизм появления в сознании человека новых психических продуктов, порождение информации. Концепция динамических временных связей введена Б. в контекст кибернетики и теории информации, рассматривающей не только проблему приема, передачи и переработки информации, но и условия ее порождения. Автор монографий: "Механизмы умственной деятельности (Динамические временные связи)", М., 1976; "Мозг и психика", М., 1969; "Время реакции человека", М, 1964.
Категория: ПЕРСОНАЛИИ Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|