В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов. К обоснованию генетической рефлексологии

оглавление

Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.

В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов. К обоснованию генетической рефлексологии

Из эмпирической части доклада приводим следующие выводы:

  • 1. У новорожденного ребенка, наряду с прирожденными простыми и сложными специфическими рефлексами и общими неспецифическими реакциями, имеются прирожденные реакции доминантного типа – это пищевая доминанта и доминанта положения.
  • 2. Первым существенным этапом развития ребенка является возникновение доминант с других воспринимающих поверхностей, из которых наиболее существенное значение имеют зрительная и слуховая доминанты.
  • 3. Для развития и дальнейшего усовершенствования этих доминант является важным их упражнение путем влияния внешних воздействий.
  • 4. Последующие доминанты с органа зрения и слуха развиваются на почве постепенного функционального усложнения первоначально местных рефлексов, получающихся уже у новорожденного с тех же воспринимающих поверхностей.
  • 5. Доминантные соотношения функционирования сложных нервных механизмов являются основными условиями образования дифференцированных двигательных реакций, образующихся на почве первично-имеющихся общих двигательных реакций и простых рефлексов, а также путем дальнейшего образования новых функциональных связей, что приводит к возникновению в области движений высших реакций типа сочетательных рефлексов.
  • 6. Время и порядок образования генетически наиболее ранних сочетательных рефлексов соответствуют таковым же в возникновении доминант. Установление новых функциональных связей, т.е. образование сочетательных рефлексов, возможно лишь при наличии доминантных процессов общего характера (сосредоточение), происходящих не только в коре полушарий, но и одновременно в нижележащих отделах нервной системы, и в силу чего механизм сочетательных рефлексов не ограничивается только корковыми процессами. Поэтому на образование сочетательных рефлексов и их работу оказывают влияние и подкорковые области, а также иннервируемые ими другие части организма: сосудистая система, железы и пр. Приходится допустить также возможности и самого образования новых связей в подкорковых отделах, как, например, возникновение уже в течение первого месяца пищевой реакции в положении кормления.
  • 7. Как одну из существенных проблем генетический метод выдвигает проблему развития бодрствования как такового функционального состояния, которое является основной предпосылкой всех вообще высших реакций.
  • 8. В генезисе первичным является состояние сна или, вернее, отсутствие бодрствования, поэтому при генетическом изучении представляется возможным проследить как количественное нарастание бодрствования, так и выяснить внешние и внутренние условия его возникновения и развития. Отсюда ясно, что и проблема сна до конца может быть разрешена лишь в связи с выяснением природы бодрствования, так как сон возникает при устранении условий, необходимых для возникновения и поддержки бодрствования.

Просмотров: 1747
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Возрастная психология




Другие новости по теме:

  • А.Н. Леонтьев. Индивид и личность
  • А.Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка
  • Б.Г. Ананьев. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека
  • Бойко Евгений Иванович (1909 – 1972)
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет)
  • Как можно организовать бодрствование детей грудного возраста в домашних условиях?
  • Л.В. Запорожец. Условия и движущие причины психического развития ребенка
  • Л.И. Божович, Л.С. Славина Переходный период от младенчества к раннему возрасту
  • Л.С. Выготский. Динамика и структура личности подростка
  • Ленц Александр Карлович (1882 – 1952)
  • Лурия Александр Романович
  • Медицинская психология
  • Мерлин Отличительные признаки темперамента
  • Определение понятия «сознание»
  • Осипова Вера Николаевна (1876 – 1954)
  • Павлов Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека
  • Предисловие - Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии
  • Предмет мониторинга развития системы образования
  • Равич-Щербо Инна Владимировна (1927 – 2004)
  • Рефлексология
  • Связь педагогики с другими науками
  • Сеченов Иван Михайлович
  • Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (первое полугодие жизни)
  • Сопряженно-моторная методика
  • Спинной мозг
  • Типы темперамента и нервной системы
  • Условно-рефлекторные реакции
  • Учение как деятельность
  • Щелованов Николай Матвеевич (1892 – 1981)
  • Я.С. Лейтес. Возрастные предпосылки умственных способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь