Грот Николаи Яковлевич (1852 – 1899)

Николай Яковлевич Грот (родился в 1852 г.) был правнуком обрусевшего голландского пастора и сыном российского академика и философа. После окончания в 1875 г. историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета с золотой медалью Н.Я Грот отправился за границу, где проходил стажировку по философии, психологии и естествознанию.

После возвращения в 1876 г. он был избран экстраординарным профессором Нижинского историко-филологического института. Работая в этом институте, Грот опубликовал свою первую работу по психологии «О сновидениях как предмете научного анализа». 1879 – 1980 гг. ученый посвятил созданию и защите магистерской диссертации «Психология чувствований в ее истории и главных основах», которая состояла из 2-х частей. В первой части Н.Я. Грот рассмотрел историю анализа и синтеза воззрений на чувствования Во второй были помещены результаты его собственных теоретических исследований. Он анализировал и сопоставлял оригинальные труды европейских ученых, отмечая то новое, что внесено в развитие рассматриваемых идей каждым из них. В итоге Н.Я. Грот приводит свою собственную теорию чувствований. По его мнению, психология должна опираться не на физиологию, а на биологию как более общую науку.

Из определения жизни и развития можно вывести понимание психической жизни и психического развития, а также естественное распределение элементов психической деятельности.

Все внутренние проявления этой деятельности – психические явления, которые в своей динамике могут быть уподоблены физическим процессам. Именно поэтому психические явления доступны научному изучению. Следовательно, нужно рассматривать данные явления как элемент психической деятельности и как фазисы одного непрерывного физического процесса. Они усматриваются в сгущениях и в отдельных действиях всего организма в связи с ощущениями. Таким образом, происходит общий «оборот» психической деятельности, состоящий из ряда переходящих друг в друга частных оборотов. Их элементы совпадают с фазисами как моментами психического процесса.

Таким образом, вся психическая деятельность может быть представлена в виде системы, состоящей из моментов, первоначальных и осложненных психических явлений. В качестве моментов психического процесса выступают объективная восприимчивость, субъективная восприимчивость, субъективная и объективная деятельность.

Первоначальными психическими явлениями Н.Я. Грот называл ощущения, чувствования, стремления и движения И, наконец, под осложненными психическими явлениями он понимал представления и понятия, чувства, желания и действия, поступки.

В своей диссертации Грот подчеркивал отличия своей психологии чувствований от всех предыдущих теорий. В число основных психологических понятий он вводил «деятельность» и определял противоположение воли как стремлений, желаний и деятельности в виде действий, движений.

После защиты магистерской диссертации Н.Я. Грот уехал в Европу, в Тюбинген, где начал работу уже над докторской диссертацией. Он завершил и напечатал ее в Лейпциге, а весной 1883 г. защитил в Киеве. Защита прошла великолепно, работа имела огромный успех, и студенты вынесли Грота из зала заседания на руках.

Его докторская диссертация была посвящена реформированию логики как науки о познании и законах мышления. Ученый проводил свой анализ с общенаучных позиций, а также позиций той теории психических взаимодействий, которую сам разрабатывал. В основу теории познавательной деятельности Н.Я. Грот положил идею «психического оборота».

Он предложил различать несколько видов оборотов, в том числе: правильные (содержат все четыре момента психического процесса), неправильные (содержат только часть из них), равномерные (не имеют преобладания одного момента над другим), неравномерные, частные (начинаются с внутренних ощущений), общие (начинаются с внешних ощущений), простые, составные (состоят из простых, частных и общих), страдательные (обусловливаются преобладающим действием среды на организм) и действительные (обусловливаются преобладающим действием организма на среду).

В качестве наглядного метода демонстрации оборотов Н.Я. Грот использовал графические схемы, одним из первых в России применив графический метод в психологии. С помощью окружности идеального типа он изображал простой, правильный и равномерный оборот. В теории Н.Я. Грота такой оборот замкнут на среду, поскольку движения субъекта вызывают изменения в среде, вновь ощущаемые субъектом.

Также в своей докторской диссертации ученый изложил эволюционную теорию умственных процессов, созданную на основе деятельностного подхода. По его теории, умственные процессы – это внутренние моменты психических процессов, из которых состоит познавательная деятельность. В каждом из них Н.Я. Грот выделял периферическое движение, которое снабжает субъекта познавательным материалом, и первичное движение, направленное к выражению умственных приобретений. Последнее опосредуется умственными движениями, при этом порождая некоторые продукты. Они соответствуют определенной ступени развития мышления и познавательной деятельности.

Процесс психического развития непрерывен и проходит 4 ступени: бессознательную, сознательную, произвольную и методическую. Каждая из этих ступеней имеет 3 стадии – подготовительную, основную и дополнительную. Эти стадии непрерывно переходят друг в друга, низшие ступени сосуществуют с высшими. Таким образом, Н.Я Грот пришел к выводу, Что бессознательное, сознательное и самосознание взаимосвязаны в развитии психики.

Развитие психики, по мнению Грота, следует толковать как развитие сознания в широком смысле. Нейрофизические процессы являются при этом низшей, а процессы самосознания – высшей ступенью развития сознания.

Интеллектуальные явления являются элементами самосознания и объективируются посредством речи, которая зарождается и развивается вместе с самосознанием. Развитие самосознания влечет развитие произвольности в умственной жизни и поведении индивида. При этом с дальнейшим развитием самосознания человек все больше освобождается от влияния среды, центр тяжести в ориентации психики смещается от пассивности к активности, от психической жизни к психической деятельности.

Все виды умственных процессов были разделены Гротом на 2 типа. Первый тип отличается соединением внешнего разнородного в целое, а второй – сгущением внутренне общего из разнородных частей.

После защиты этой диссертации он был единогласно избран профессором кафедры философии Новороссийского университета в Одессе, где преподавал три года Осенью 1886 г ученый переехал в Москву, где получил кафедру в Московском университете. В 1888 г. он стал председателем Московского психологического общества.

Построив эволюционную теорию психических процессов, в которой они развиваются от простейших предметных ощущений до сложных фантазий и стремлений, Грот обратился к более сложным философско-психологическим проблемам критериев истины, субъектно-объектных отношений и свободы воли, происхождения идей пространства и времени.

Для того чтобы естественно-научным способом обосновать активность психики и деятельности, творческий потенциал человека, он использовал идею о психической энергии. Эта энергия порождена природой, а значит, существует объективно и подчиняется законам сохранения и перехода одной формы в другую. Психическая деятельность – это реальное взаимодействие с субъектом и объектом со стороны субъекта, она состоит из его восприятий и действий. Воспринимающую энергию субъекта Грот назвал сознанием, а действующую – волей.

Таким образом, будучи продуктом психической энергии сознания и самосознания, воля человека свободна. Это та активная сила, самодеятельность души, которая преодолевает пассивные силы сопротивления косной материи. Это положение позволило признать свободу воли человека, исходя из естественнонаучных соображений.

Николай Яковлевич Грот умер 23 мая 1899 г. Не все его идеи были признаны научной общественностью того времени. Его эволюционная теория психических процессов принесла ему успех и известность, но его философско-психологические теории так и остались непонятыми Решая научные проблемы, Н.Я. Грот сумел создать идеи, показавшиеся его современникам слишком новыми и необычными. В последние десятилетия XX века творчество Н.Я. Грота подвергается пересмотру и получает новую жизнь.
Просмотров: 1678
Категория: ПЕРСОНАЛИИ




Другие новости по теме:

  • А.Н. Леонтьев. К теории развития психики ребенка
  • Алексей Николаевич Леонтьев
  • Астафьев Петр Евгеньевич (1846 – 1893)
  • Будилова Елена Александровна (1909 – 1991)
  • Веккер Лев Маркович (1918 – 2001)
  • Вундт (Wundt) Вильгельм (1832 – 1920)
  • Давыдов Василий Васильевич (1930 – 1998)
  • Детская психология
  • Запорожец Александр Владимирович (1905 – 1981)
  • Кэрр (Carr) Гарвей (1873 – 1954)
  • Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917)
  • Ламетри Жюльен Офре Де
  • Ламетри Жюльен Офре Де (1709 – 1751)
  • Ланге Николаи Николаевич (1858 – 1921)
  • Леонтьев Алексей Николаевич (1903 – 1979)
  • Ломов Борис Федорович (1927 – 1989)
  • Лопатин Лев Михайлович (1855 – 1920)
  • Лурия Александр Романович (1902 – 1977)
  • Патопсихология
  • Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891)
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Психофизиологическая проблема в психологии
  • Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960)
  • Сеченов Иван Михайлович
  • Сикорский Иван Алексеевич (1842 – 1919)
  • Смирнов Анатолий Александрович (1894 – 1980)
  • Технологии развивающего обучения
  • Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 – 1950)
  • Харьковская психологическая школа
  • Челпанов Георгий Иванович (1862 – 1936)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь