|
Тренинговые занятия в студенческой аудиторииПоиск новых путей организации позитивного взаимодействия между преподавателями и студентами в образовательном процессе способствует использованию активных методов обучения. Предпочтение все больше отдается тренингу. В последнее время появились исследования, авторы которых предлагают разнообразные тренинги, в том числе и профессионально-педагогические (В.Ю. Баскаков, С.В. Кривцова, Г.И. Марасанов, Б.Д. Парыгин, A.M. Прихожан, А.С Прутченков, Е.В. Руденекий, В.В. Харин). Анализ теоретико-практических разработок показал: тренинг не только развивает социальные навыки и навыки общения, но и совершенствует профессионально-психологическую компетенцию субъектов общения. При организации тренинговых занятий в курсах таких дисциплин, как «Основы педагогического мастерства», «Тренинг педагогического общения», «Педагогическая технология», в ходе которых осуществляется подготовка будущих преподавателей педагогического колледжа, мы исходим из того, что тренинг – это прежде всего способ программирования модели управления своим поведением и деятельностью. Цель тренинговых занятий заключается в расширении социально-психологической компетентности специалистов, в повышении уровня их взаимодействия с дошкольниками или студентами колледжа, в формировании позитивной направленности их личности, эмпатийности, рефлексии. При организации тренинговых занятий мы опирались на положение о единстве теоретических знаний и практических действий, исходили из того, что тренинг как совокупность продуманных психолого-педагогических действий и шагов, осуществляемых в определенной последовательности, дает знания и возможность их использовать; способствует приобретению или коррекции уже сформированных умений; любое тренинговое занятие – это осознание целей, мотивов, содержания общения, личностной или профессиональной позиции будущего профессионала. Специфическими чертами тренинговых занятий как формы обучения являются: наличие постоянной группы участников (10-12 человек); направленность на приобретение определенных знаний, практических умений и личностных качеств; объективизация чувств и эмоций участников тренинга, рефлексии; углубление способности к созданию атмосферы раскованности, свободного и психологически безопасного общения участников. При конструировании тренинговых занятий мы выделили ключевые моменты: определение целей тренинга, проектирование, создание атмосферы занятий. Центральным звеном является проектирование тренинга, включающего в себя разработку содержания занятия, выбор упражнений, отбор методов реализации упражнений, оценки занятия. Содержание занятия. Охватывает три области: знания, умения, ценности; касается четырех сторон личности будущего специалиста: физической, эмоциональной, духовной, интеллектуальной. Выбор упражнений для занятия. Упражнения, входящие в состав того или иного занятия, могут даваться всей группе, нескольким подгруппам студентов, персонально участнику тренинга. Отбор методов реализации упражнений, которые должны быть направлены на приобретение студентами профессиональных качеств, умений и навыков через воздействие на личностную сферу участников тренинга. На наших занятиях предпочтение отдается групповой дискуссии, ролевым играм, элементам проективного рисования, музыкальной терапии, психогимнастике, решению педагогических ситуаций. Оценка занятия. Оцениваются результаты тренингового занятия в целом, деятельность каждого участника по достижению целей занятия и личностных целей. Критериями оценки эффективности занятия и значимости его для каждого участника могут служить: успешность (были ли достигнуты цели тренинга и какова его значимость для каждого его участника); эффективность (какие изменения произошли в развитии личностно-профессиональных качеств и умений участников тренинга); производительность (достижение лучших результатов). Важным элементом тренинговых занятий являются домашние задания, которые представлены двумя блоками:
При организации учебных тренингов преподаватель может встретиться с трудностями. Часто студенты не осознают значимости тренинга как способа углубления их личностно-профессиональных качеств; ограниченные временные рамки учебного занятия не дают возможности полностью реализовать все принципы тренинговых занятий как формы активного социального обучения. Исходя из календарных сроков прохождения той или иной темы курса каждое последующее занятие отсрочено по времени от предыдущего, поэтому наблюдается сложность в закреплении полученных сведений. Предлагаемые в курсе тренинговые занятия – это учебные занятия, поэтому педагоги должны стараться, чтобы тренинг не превратился в некое подобие развлечения или, наоборот, затянувшейся дискуссии. По окончании тренинговых занятий участникам предлагается ответить на вопросы экспресс-опроса.
Категория: ПЕДАГОГИКА Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|