|
Абстракция
(лат. abstratio – отвлечение, введенного Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) – одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения. А. обозначает и процесс такого отвлечения и его результаты. В процессе А. приходится иногда отвлекаться и от нек-рых субъективных возможностей человека. Напр.: невозможно «пересчитать» весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается А. актуальной (т.е. «сосчитанной», «завершенной») бесконечности. В качестве результатов процесса А. выступают различные понятия и категории, напр, «материя», «движение», «стоимость». Всякое познание необходимо связано с процессами А. Вез них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделе? ние в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в «чистом» виде - все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении А. для познания Ленин писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит – если оно правильное... – от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т.д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее». Критерием того, насколько А., вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса А. и его результатов дает диалектический материализм. Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной А. Превращение продуктов А. – понятий, идеи – в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Совр. номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая ее важнейших средств отражения действительности, ее потенциальных эвристических возможностей. В диалектической логике понятие А. употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного.
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Философия » Философский словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|